Найти тему
Книжный класс

МУЗЫКОЙ ОН ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ЛЮДЕЙ ЛУЧШЕ

Биография Георга Фридриха Генделя (1685-1759), «это чрезвычайно богатая событиями, славная жизнь очень сильного, очень мудрого и очень одинокого человека, который был безупречно верен однажды избранному призванию: служить искусству, а через него – всему человечеству. Его музыка уже более двух столетий продолжает нести людям свет, радость, утешение и вдохновение».

-2

Новая книга в серии «ЖЗЛ» о композиторе эпохи расцвета и заката барокко появилась чрезвычайно вовремя. «Генделевский ренессанс», широко давший о себе знать в Европе конца ХХ века, недавно вступил и на российскую сцену. Оперы и оратории Генделя занимают все больше места в репертуаре театров и оркестров наших столиц и других крупных городов. А вот литературы об этом человеке у нас почти нет. Музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Лариса Валентиновна Кириллина стала в России автором первой крупной работы, посвященной Генделю (незадолго до этого в той же серии «ЖЗЛ» вышла ее книга о Бетховене).

фото издательства "Молодая гвардия"
фото издательства "Молодая гвардия"

Начало отечественной «генделиане» положено самое основательное и увлекательное. Автор книги с самого начала не скупится на подробности, в числе которых и разница летоисчислений (!) в разных немецких княжествах, а также в Англии, приведшая к разночтениям в определении даты рождения будущего гения. И забавный эпизод с тайными чердачными упражнениями на клавикордах в отцовском доме: Георг-старший, занимая почтенную должность чумного (после эпидемии) лекаря округа Гибихенштейн в предместье города Галле, разделял убеждения всех уважаемых людей своего времени и не считал «бренчанье на клавишах» достойным поприщем для своего младшего сына. Но того непреодолимо тянуло к музыке – и он пришел к ней через церковь.

-4

Девятилетний мальчик проник на хоры к органу, и органист разрешил ему сесть за инструмент по окончании воскресной службы, пока в церкви еще находились двор и множество народа. Под впечатлением игры ребенка герцог Саксонский Иоганн Адольф I выразил его отцу свою волю, подкрепив ее денежным подарком. И в течение нескольких лет сын лекаря брал уроки у органиста Галльской приходской церкви Ф. В. Цахова: законы гармонии, понятие о контрапункте, умение играть на клавесине, скрипке, органе, гобое. На этом музыкальное образование закончилось. Уступая отцу, Гендель получил диплом юриста в Галльском университете, а дальнейший свой блистательный путь в музыке совершил сам.

-5

Сам – но, разумеется, не в одиночку. История словно бы поставила эксперимент, почти одновременно (с разницей в месяц) явив на свет двух великих композиторов, Генделя и Баха. Начало пути обоих было сходным, но затем каждого стал притягивать свой полюс: сакральный – Баха, театральный – Генделя. Творения Баха служили и служат мистериальному общению человека с высшим миром. А славу и заслугу Генделя составили оперы и оратории, построенные на драматическом конфликте, монументальном величии, вулканических человеческих страстях. Но обязательно следует заметить, что при всей своей грандиозности, сложности музыкального языка, величии и глубине, музыка Генделя легко находила понимание у любой аудитории, причем не только у современников. Возможно, для футбольных болельщиков будет откровением узнать, с каких классических высот «спустился» к широким массам гимн Лиги чемпионов УЕФА: это генделевский антем «Садок-священник», написанный в 1727 году в честь коронации короля Георга II. А хор «Аллилуйя» из его же оратории «Мессия» сегодня то и дело сопровождает самые разнообразные публичные торжества, исполняемый подчас в весьма бойких эстрадных обработках.

Иллюстрация Генделя, представляющего водную музыку королю Георгу I
Иллюстрация Генделя, представляющего водную музыку королю Георгу I

В какой-то мере Гендель оказался предтечей массовой культуры ХХ века с ее шоуменами и поп-звездами, и приверженцы элитарной культуры неукоснительно ставили ему это в вину. Так же, как и его материальное благополучие. Еще учась в университете, Гендель неплохо зарабатывал ремеслом церковного органиста, а затем отправился в вольный город Гамбург, где в местном театре были поставлены его первые оперы. После Гамбурга была Италия, где молодой немецкий композитор получил признание и усовершенствовал свой талант. А в 1710 году Гендель приехал в Ганновер, где друзья и поклонники помогли ему стать капельмейстером при дворе курфюрста Георга I, наследника английской королевы Анны. В Англии Гендель окончательно обосновался с 1716 года, а в 1726 принял английское подданство. Англия с ее ранними просветительскими идеями, образцами высокой литературы (Дж. Мильтона, Дж. Драйдена, Дж. Свифта) оказалась той плодотворной средой, где раскрылись могучие творческие силы композитора. Один за другим появились на свет его оперные шедевры: «Радамист» 1720, «Оттон» 1723, «Юлий Цезарь» 1724, «Тамерлан» 1724, «Роделинда» 1725, «Адмет» 1726.

-7

И все-таки жизнь Генделя – это отнюдь не «история успеха». Семейные утраты, дуэль с близким другом, козни соперников, скандальные выходки «звезд», раздоры и примирения с членами королевской семьи, а под конец жизни полная слепота вполне могли бы сломить обычного человека. Но сила духа Генделя оказалась достойна его таланта.

Кириллина Л.В. Гендель. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 479 с., ил. – (Жизнь замечательных людей)

Материалы по теме:

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.