Любая новинка от Л.В.Кириллиной, книга или лекция, производит захватывающее впечатление как на профессионалов музыкального искусства, так и на самые широкие круги любителей культуры и истории. Профессор Московской консерватории, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, Лариса Валентиновна уже открыла публике многие неизвестные страницы жизни великих композиторов XVIII-XIXвв. – Моцарта, Гайдна, Бетховена – и продолжает свои исследования.
Ее книга «Бетховен и русские меценаты» заслуженно привлекла самое большое внимание, причем не только погружением в собственно музыковедение, но любопытным взглядом на взаимопроникающие события жизни великого гения и его современников, людей самого разного происхождения, занятий и возможностей. По мнению автора, «понятие «меценат» в данном контексте следует трактовать расширительно, не ограничиваясь фактами материальной поддержки творца, но подразумевая создание условий, в которых его творчество могло бы находить моральную опору и общественное одобрение. Общественное мнение в XVIII-XIXвв. создавалось не столько прессой, сколько просвещенными и влиятельными знатоками. И эти знатоки отнюдь не всегда были богатыми людьми. Очагами, в которых взращивалось и распространялось высокое искусство, были небольшие дружеские кружки и частные светские салоны, а не консервативные официальные институты. С институтами у Бетховена отношения обычно не складывались: он слишком выделялся на общем фоне, не умел ни руководить, ни подчиняться. Зато с людьми, способными ценить и понимать его творчество, он общался охотно, причем не только на музыкальные темы».
Примеры такого общения, личности и характеры вовлеченных в него людей, воссозданная атмосфера их отношений с мельчайшими и порой очень личными подробностями стали главным содержанием книги. Отметим, что расширительное понимание слова «меценаты» здесь распространилось и на слово «русские». Представители дипломатических и придворных кругов в России не всегда были русскими по крови, но в большинстве своем искренне считали свои деловые, духовные и семейные интересы едиными с интересами российского государства и общества. Повседневная жизнь этих людей была богатой и разнообразной, многие из них обладали личными талантами, хотя демонстрация этих талантов тогда допускалась только «для своих».
Но сегодня мы можем наконец-то открыть для себя ранее неизвестные подробности светской жизни в России, включая императорскую семью – от Екатерины Великой до Александра I, графа Андрея Разумовского – неотразимого красавца, одаренного дипломата, музыканта и дерзкого сердцееда, князя Николая Голицына- «виолончелиста» и других. Менее знатными особами тоже не стоит пренебрегать: «в маленьком Бонне, где общественная жизнь протекала на пятачке между дворцом, собором и ратушей, социальные барьеры не выглядели непреодолимыми. Будучи мальчиком, Бетховен, благодаря своему дарованию, оказался вхож и в резиденцию курфюрста, и в светские салоны, и в дома иностранных дипломатов». Множество имен, портретов, подлинных документов воссоздают в книге ни на что не похожий, порой сложный, но очень увлекательный поток реальной жизни, одухотворенной бессмертием музыки и единством российско-европейской истории.
Кириллина Л.В. Бетховен и русские меценаты. – Москва: «Бослен», 2022. – 400 с., илл.
Материалы по теме:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.