Большинство пассажирских перевозок в мире сегодня осуществляются скоростными сидячими поездами. Люди предпочитают на большие расстояния летать, и ночные спальные вагоны остаются в странах с неразвитым внутренним авиасообщением. Но есть и исключения.
Индия
Индийский плацкарт очень похож на российский, правда здесь далеко не всегда выдают белье, но зато в большинстве случае в стоимость проезда включено горячее питание.
В каждом плацкартном отсеке расположено по три полки друг над другом и две сбоку. Правда, в отличие от российского плацкарта, третья полка здесь не багажная, а спальная. Есть вагоны и с двумя полками. В вагонах много розеток.
Япония
Поезд Sunrise Izumo в Японии курсирует из Токио в Симанэ. Около 1000 км он преодолевает за 12 часов. По российским меркам, это просто суперскоростной поезд.
Эти вагоны двухэтажные, а этот класс – самый дешевый в этом поезде. В подобных «капсулах» можно сидеть, лежать. Как и в России, тут выдают белье. А чтобы поспать, можно закрыться занавеской.
Китай
В Китае плацкартные вагоны тоже есть. Правда в них нет боковых полок. Лишь небольшие откидные сидения. Купе состоит из трех ярусов полок.
Вагоны очень часто делаются в двухэтажном исполнении.
Еще китайцы сделали подобие плацкарта из вагона скоростного поезда. Вот что получилось. Опять же индивидуальные капсулы.
Европа
В Европе ближе всего к плацкарту – шестиместные купе. Они очень похожи на наши, но между нижней и верхней полкой есть еще одна – средняя. Когда пассажиры сидят, полка складывается и превращается в спинку сиденья. Когда хотят полежать, то делают из спинки полноценное спальное место.
В России такие вагоны еще недавно ходили тоже. Это были старые вагоны габарита риц немецкого производства. Но ночные поезда для Европы – большая редкость.