К концу 1940-х в СССР возникла потребность в новом виде спецтехники – компактных (ну, для тех времен) вилочных погрузчиках. Вилочный погрузчик необходим был там, где отсутствовали стационарные краны, и на складах железнодорожных станций, на крупных продовольственных складах и т.д.
Применяя дополнительное оборудование в виде стрелы, монтируемой при необходимости средней частью на верхнюю часть подъемной каретки, а задней – неподвижно к корпусу машины, этот погрузчик можно было применять даже как небольшой малотоннажный автокран. А при оборудовании погрузчика ковшом, можно было и сыпучие грузы грузить. В общем, универсальный получался помощник.
Разработкой этой машины занималось в 1948 году в Днепропетровске (ныне – город Днепр, Украина), но в производство его планировалось запустить во Львове.
Сроки были сжатые, поэтому при разработке погрузчика, инженеры брали все уже применявшиеся на тот момент готовые технические решения. Практически вся механическая часть, та, которая не относилась к грузоподъемному оборудованию, была взята от грузовиков.
Если посмотреть на этот погрузчик, то в нем безошибочно угадывается капот от ГАЗ-51. Под капотом стоял 6-цилиндровый рядный карбюраторный мотор от ГАЗ-51, ведущий мост от него же, коробка передач тоже от ГАЗ-51, а вот рулевое управление было от ЗИС.
Оригинальной была рама, была рампа по которой ходила подъемная каретка, там простая система – один гидроцилиндр поднимает каретку, давление для гидроцилиндра создаёт шестеренный масляный насос, приводимый от коробки отбора мощности, грузы-противовесы, и та часть кузова, которая не была капотом от ГАЗ-51. Правда, в первых экземплярах кузовом это назвать было сложно, там не было даже полноценной кабины.
В 1949 году были собраны первые партии погрузчика ЛЗА. Дебютная партия, выпущенная на бывшем Львовском заводе «Газаппарат», ставшем Львовским заводом автопогрузчиков (ЛЗА), даже перевыполнила план – собрано было 1000 ЛЗА – 4000. Именно так назывался новый погрузчик грузоподъемностью 4 тонны. Только вот назвать удачной конструкцию погрузчика не получалось.
Конструкторы допустили ошибку, из-за которой пострадала развесовка по осям. При нагрузке рулевое управление фактически блокировалось, гидроусилителя не было и усилие на руле превышало 50 кг. На сколькой поверхности погрузчик буксовал. Тормоза были ненадёжными, с механическим приводом.
Использовать такую машину, даже при всей е востребованности в хозяйстве, было невозможно и проект был отправлен на доработку снова в Днепропетровск.
В 1950 году разработчики представили усовершенствованный вариант машины. Появился ГУР, появилась кабина, чем-то похожая на кабину всё того же ГАЗ-51, в которой появились мягкие сидения, изменили развесовку. Эта конструкция уже была удачной.
Но разработчики не остановились на достигнутом и принялись за работу над погрузчиком грузоподъемностью 5 и более тонн. Такой погрузчик появился в 1951 году. Здесь уже ведущий мост был от ЗИЛа, в ходе модернизации 1953 года появились гидравлические тормоза и даже дисковый стояночный тормоз. Изменилась кабина и капот, они уже были оригинальными.
В зависимости от работ, на которых применялся погрузчик, с ним могло использоваться дополнительное оборудование, для работы с древесиной, погрузчик, работавший по принципу компактного автокрана, ковш, погрузчик грузоподъемностью 10 тонн ( ЛЗА 4008), погрузчики грузоподъемностью 4.5 тонны (ЛЗА 4045) и три тонны (4043). В 1960 году индекс ЛЗА 4045 переходит к пятитонному погрузчику.
Эти погрузчики выпускались до 1970-х, после чего их сменила новая модель. К тому моменту львовские погрузчики покупали около 20 стран мира.
Вообще, во Львове выпускали много разной интересной спецтехники, ныне давно позабытой, но это тема не одного поста.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru