Найти тему
Гараж Автоклассика

Львовский автопогрузчик ЛЗА на базе ГАЗ-51

К концу 1940-х в СССР возникла потребность в новом виде спецтехники – компактных (ну, для тех времен) вилочных погрузчиках. Вилочный погрузчик необходим был там, где отсутствовали стационарные краны, и на складах железнодорожных станций, на крупных продовольственных складах и т.д.

Применяя дополнительное оборудование в виде стрелы, монтируемой при необходимости средней частью на верхнюю часть подъемной каретки, а задней – неподвижно к корпусу машины, этот погрузчик можно было применять даже как небольшой малотоннажный автокран. А при оборудовании погрузчика ковшом, можно было и сыпучие грузы грузить. В общем, универсальный получался помощник.

Разработкой этой машины занималось в 1948 году в Днепропетровске (ныне – город Днепр, Украина), но в производство его планировалось запустить во Львове.

-2

Сроки были сжатые, поэтому при разработке погрузчика, инженеры брали все уже применявшиеся на тот момент готовые технические решения. Практически вся механическая часть, та, которая не относилась к грузоподъемному оборудованию, была взята от грузовиков.

-3

Если посмотреть на этот погрузчик, то в нем безошибочно угадывается капот от ГАЗ-51. Под капотом стоял 6-цилиндровый рядный карбюраторный мотор от ГАЗ-51, ведущий мост от него же, коробка передач тоже от ГАЗ-51, а вот рулевое управление было от ЗИС.

Оригинальной была рама, была рампа по которой ходила подъемная каретка, там простая система – один гидроцилиндр поднимает каретку, давление для гидроцилиндра создаёт шестеренный масляный насос, приводимый от коробки отбора мощности, грузы-противовесы, и та часть кузова, которая не была капотом от ГАЗ-51. Правда, в первых экземплярах кузовом это назвать было сложно, там не было даже полноценной кабины.

-4

В 1949 году были собраны первые партии погрузчика ЛЗА. Дебютная партия, выпущенная на бывшем Львовском заводе «Газаппарат», ставшем Львовским заводом автопогрузчиков (ЛЗА), даже перевыполнила план – собрано было 1000 ЛЗА – 4000. Именно так назывался новый погрузчик грузоподъемностью 4 тонны. Только вот назвать удачной конструкцию погрузчика не получалось.

Конструкторы допустили ошибку, из-за которой пострадала развесовка по осям. При нагрузке рулевое управление фактически блокировалось, гидроусилителя не было и усилие на руле превышало 50 кг. На сколькой поверхности погрузчик буксовал. Тормоза были ненадёжными, с механическим приводом.

-5

Использовать такую машину, даже при всей е востребованности в хозяйстве, было невозможно и проект был отправлен на доработку снова в Днепропетровск.

В 1950 году разработчики представили усовершенствованный вариант машины. Появился ГУР, появилась кабина, чем-то похожая на кабину всё того же ГАЗ-51, в которой появились мягкие сидения, изменили развесовку. Эта конструкция уже была удачной.

-6

Но разработчики не остановились на достигнутом и принялись за работу над погрузчиком грузоподъемностью 5 и более тонн. Такой погрузчик появился в 1951 году. Здесь уже ведущий мост был от ЗИЛа, в ходе модернизации 1953 года появились гидравлические тормоза и даже дисковый стояночный тормоз. Изменилась кабина и капот, они уже были оригинальными.

-7

В зависимости от работ, на которых применялся погрузчик, с ним могло использоваться дополнительное оборудование, для работы с древесиной, погрузчик, работавший по принципу компактного автокрана, ковш, погрузчик грузоподъемностью 10 тонн ( ЛЗА 4008), погрузчики грузоподъемностью 4.5 тонны (ЛЗА 4045) и три тонны (4043). В 1960 году индекс ЛЗА 4045 переходит к пятитонному погрузчику.

-8

Эти погрузчики выпускались до 1970-х, после чего их сменила новая модель. К тому моменту львовские погрузчики покупали около 20 стран мира.

Вообще, во Львове выпускали много разной интересной спецтехники, ныне давно позабытой, но это тема не одного поста.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru