Иногда друзья меня спрашивают – а зачем ты продолжаешь ходить на тренинги, курсы и лекции, тебе что, мало знаний? Я действительно стараюсь все время учиться. Читаю по книге в день, слушаю аудиолекции, и каждый месяц прохожу все новые и новые курсы – живые и онлайн.
Давно заметил – у нас есть некое негласное осуждение учености. Забавно, но даже среди преподавателей в различных темах есть самоучки, которые бравируют своей неграмотностью и ругают «ученость». Сложилось нечто вроде культа неграмотея, который сам все знает и не нуждается ни в каких знаниях. Хотя достаточно посмотреть на результаты, которые получают в профессии такие «неграмотеи» и их коллеги, которые не брезгуют знанием, и все вопросы отпадают.
Но тем, не менее, если мы видим, что человек пошел учиться, особенно взрослый человек, особенно много лет проработавший в какой-то теме – сразу возникает подозрение: ты что, что-то не знаешь в своей теме?
Дело в том, что, мне кажется, на любом учебном мероприятии можно чему-то научиться. Даже если это плохой курс, он может дать по крайней мере одну хорошую идею. А уже если курс хороший – идеи сыплются дождем, только успевай собирать.
Любая учеба – это общение с коллегами. Это новости, кейсы, рассказы о чужом опыте, да и сплетни – почему нет. Дурак учится на своих ошибках, а умный – на чужих. Так где же узнать о чужих ошибках, если не на учебе?
Во время учебы появляется возможность по-другому посмотреть на то, что я уже знаю. Обобщить информацию, или, наоборот, сфокусироваться на какой-то одной идеи. Сблизить некие далекие по смыслу понятия и найти некое скрытое взаимодействие. Так появляются озарения, инсайты. Кажется – я же знал все это и раньше. Но почему-то раньше мне не приходило в голову соединить разные понятия и выстроить из них какую-то новую систему.
Во время учебы всегда можно получить взгляд со стороны. Казалось бы – ты учишь других, ты бы уж должен уметь трезво оценивать себя и свою работу. А вот ничего подобного! Себя и свою работу трезво оценить невозможно. И наличие опыта тут только мешает, ведь я знаю, каким должен быть результат и неосознанно подгоняю любую задачу под решение.
Всегда нужен взгляд со стороны. На каком бы уровне ты ни находился. А то ведь еще и корона может начать жать, и нужен кто-то, чтобы подержал корону, пока ты приходишь в чувство.
И, наконец, эмоции тоже никто не отменял. Хорошая учеба – это всегда про эмоции. Информация сама по себе эмоций не вызывает. А если нет эмоций – нет и действий. Для того, чтобы человек начал действовать – он должен испытывать эмоции.
Вот поэтому я и учусь все время и всегда буду учиться. Вроде бы за спиной три университета. Пора бы и остановиться. Нет, я и в 90 лет буду учиться. Потому что это ПРИКОЛЬНО!
Ваш всегда учащийся