Старейший некрополь города превращается в развалины.
В нескольких сотнях метров от блистающих фонтанов и императорских дворцов Петергофа находится Свято-Троицкое кладбище. Полтора века назад оно было самым престижным в городе, а теперь среди бурьяна и мусора с трудом можно разобрать известные фамилии на каменных надгробиях. «Карповка» погуляла по кладбищу и выяснила, почему о нем позабыли.
Историки говорят, что официально кладбище начало действовать в 1786 году, хотя первые могилы появились с момента основания Петергофа. Здесь хоронили известных деятелей города: военных, генералов, инженеров, учителей, врачей, священников, фонтанных и парковых мастеров. Среди сорняков и зарослей на поваленных надгробиях еще читаются некоторые известные имена: баронесса Ольга Георгиевна Сталь-фон-Гольштейн, лейб-гвардии конно-гвардейского полка ротмистр Владимир де-Витт, главный мастер Императорской Петергофской гранильной фабрики Яков Петрович Докторов. Есть могилы и простых горожан.
На территории Свято-Троицкого кладбища в 1857 году похоронили знаменитого русского «садового мастера» и автора-составителя «Практического наставления для садовой команды» Петра Ивановича Эрлера — одного из создателей ансамбля петергофских парков. Спустя век, в 1970 году, из запустения кладбища его прах перенесли на территорию парка Александрия. Но здесь все еще можно найти могилы его сестры и брата — Маргареты Ивановны и Егора Ивановича Эрлер.
Восемь лет назад любители старины нашли надгробный камень действующего статского советника, доктора Александра Александровича Авенариуса. Он был личным врачом великого князя Константина Павловича. Как говорят градозащитники, на Свято-Троицком кладбище был фамильный склеп Авенариусов. Здесь похоронили три поколения знаменитой семьи и их многочисленных родственников.
«Страдания» кладбища начались во время войны. Обстрелы сильно повредили два культовых сооружения на территории кладбища — Троицкую и Лазаревскую церкви. На месте последней несколько лет назад установили поклонные кресты. Единственное сохранившееся металлическое сооружение — остатки склепа — изрешечено следами пуль и осколков.
Жители Петергофа говорят, что кладбище забросили как раз после войны. Рядом построили очистные сооружения, которые хотели расширить, в том числе за счет территории городского погоста. Бульдозеры удалось остановить горожанам. Кладбище продолжало приходить в запустение, его начали разворовывать, а некоторые могилы — раскапывать. Надгробные плиты из ценных пород камня не только утаскивали вандалы, но и забирали для своих нужд государственные учреждения. В конце 80-х энтузиасты решили пересчитать могилы. Набралось почти 400 захоронений и только 250 имели надписи. Спустя 30 лет инвентаризация показала уже 114 могил с именами похороненных.
Градозащитное сообщество пыталось превратить Свято-Троицкое кладбище Петергофа в музей-некрополь: писало обращения и жалобы. В 2001 году КГИОП частично признал его ценность и назвал выявленным объектом культурного наследия. Пожалуй, это единственный статус, которого добилось ценное кладбище. В 2011 году местный активист создал онлайн-петицию в защиту территории и с требованиями превратить кладбище в памятник федерального значения. Но ее подписали всего 10 человек.
В Смольном идею восстановить кладбище пока что не поддержал никто. Градозащитники почти смирились с мыслью, что в конечном итоге памятник сровняют с землей. Ходят слухи, что кладбище продадут под застройку коттеджами или растащат на отдельные участки. С некоторых карт оно уже пропало. Осталось дождаться, когда про него забудут и в городе.
Автор: Ксения Нестерова
Фото: «Карповка» / Игорь Логвин