Заполонивший Интернет популярный мем МНОГО БУКОВ, НИАСИЛИЛ не просто знамение времени, а новый диагноз, имя которому – цифровое слабоумие. В связи со стремительным распространением и нарастанием его симптомов сегодня бьют тревогу учителя, психологи, психиатры и нейрофизиологи. Причём жертвами этой болезни века становятся отнюдь не пожилые люди, для которых угасание когнитивных функций естественно, а молодёжь и дети.
Деградация мозга под влиянием гаджетов
Само понятие «digital dementia» родом из Южной Кореи – страны, бьющей рекорд по количеству гаджетов на душу населения. Уже в нулевых годах нашего столетия специалисты разных профилей обратили внимание, что у подрастающего поколения выявляются прежде не свойственные детскому и подростковому возрасту проблемы. Это слабая память, низкий уровень внимания, неспособность к долгой концентрации над учебной задачей, депрессивные расстройства и плохой самоконтроль.
Проведённое корейскими учёными в 2007 году исследование выявило, что структуры мозга юных пациентов, подверженных цифровой зависимости, изменяются аналогично тому, как это происходит при серьёзных травмах головы или старческой деменции.
В 2011 году две сотни английских педагогов и врачей опубликовали в The Daily Telegraph открытое письмо, призывающее общественность принять меры по отвлечению детей от ухода в мир цифровых технологий, что крайне негативно сказывается на их способности к обучению.
Число научных исследований, посвящённых проблеме деградации мозга в связи с использованием смартфонов, растёт день ото дня. На Западе появились научно-популярные книги, обобщающие их результаты. Одна из них – «Антимозг. Цифровые технологии и мозг» М. Щпитцера – в 2014 году вышла на русском языке.
В России цифровое слабоумие только начинает вызывать тревогу общественности. Об опасности интернет-зависимости говорит известный нейролингвист Татьяна Черниговская. Она подчёркивает, что цифровое поколение теряет способность к эмпатии (сопереживанию), навыки социальной коммуникации, долгосрочную память.
Яркая интернет-публикация Андрея Стацкевича «Деградация мозга» остро поставила проблемы снижения мозговой активности и ухудшения памяти у молодых людей. Неспособность читать, воспринимать и анализировать научный или художественный текст – следствие постоянного пребывания в «мусорном» информационном потоке Интернета.
В чём выражается цифровое слабоумие?
Симптомы цифрового слабоумия находятся на перекрёстке нервно-психических и интеллектуальных отклонений. К ним относятся:
- задержка умственного и психического развития у детей; функциональная безграмотность;
- неспособность мыслить критически и логически, решать эвристические (ориентированные на самостоятельный поиск, открытие) задачи; клиповость мышления; неумение ориентироваться в информации;
- общее ухудшение памяти, притом, что оперативная память может быть хорошо развита, но, как известно, забитость «оперативки» ухудшает способность к мыслительным операциям;
- психологическая зависимость, по силе равная наркозависимости;
- быстрая утомляемость, хроническая усталость;
- неврозы, депрессивное расстройство, повышенная агрессивность;
- десоциализация, неумение и/или нежелание общаться вживую.
Как избежать деградации мозга?
Цифровое слабоумие – не повод поворачивать технический прогресс вспять, да такое и вряд ли возможно. Но в силах взрослых, отвечающих за будущее детей, свести к минимуму опасности компьютерной зависимости. Что для этого необходимо?
- Ограничить время пребывания в Сети до 1 часа в день. Если интернет-зависимость уже имеет место – ломка неизбежна. Она может сопровождаться стрессом, бессонницей, агрессией. Снять эти негативные проявления помогут подлинное внимание к ребёнку, расширение круга его интересов, яркие совместные дела. Для уменьшения нервного напряжения и улучшения сна подойдут натуральные успокоительные и снотворные.
- Начать читать серьёзные книги вместе с ребёнком, стимулировать его к чтению, обсуждать прочитанное. Чтение – мощнейший инструмент развития мозговых структур. Сегодня уже для многих взрослых прочитать полторы страницы связного текста – трудоёмкая задача. Причина тому – привычка не читать, а «сканировать» интернет-публикации. Большинство пользователей выхватывают с монитора не более 20 % текста. Стремясь соответствовать спросу, копирайтеры строят статьи по принципу лаконичности и перевёрнутой пирамиды (главная мысль излагается в лоб, в самом начале) или F-модели (соответственно тому, что читатель визуально пробегает текст подобно большой латинской F). И редкий пользователь долетит до середины Днепра текста, а уж тем более его конца, а лишь скользнёт взглядом по заголовкам. Вот и болит голова, отказываясь воспринимать Толстого! Да что там – даже банальную инструкцию по пользованию бытовым прибором дочитать до конца – проблема. Это и есть цифровое слабоумие в действии!
- Развивать память и мышление. Ответы на вопросы искать сначала в собственной голове, а гуглить – в крайнем случае. Больше заучивать наизусть: стихи, правила, исторические даты, кулинарные рецепты. Считать – не с помощью калькулятора, а в уме. И помнить: всё, что мы не используем, – быстро. И наоборот, чем больше нагружен мозг, тем больше в нём нейронных связей. А в помощь мозгу – природные ноотропы, улучшающие его кровоснабжения и питания. Хорошая новость в том, что мозговые структуры пластичны и меняются в соответствии с вашей деятельностью. Так что не мозг определяет ваше место в жизни, а ваши привычки и образ жизни формируют мозг.