Найти в Дзене
Душкин объяснит

Интеллектуализация управления автомобильными дорогами

Статья описывает один из возможных подходов к автоматизации и интеллектуализации процессов управления автомобильными дорогами с дальнейшей интеграцией этих процессов в состав интеллектуальной транспортной системы региона. Статья будет интересна для руководителей и главных инженеров УпрДоров, ГУАД и РУАД, а также всем специалистам, кто работает в области автоматизации управления дорожным движением, транспортной безопасности и эксплуатации автомобильных дорог.

С развитием технологий и всё большей и большей цифровизацией общества становится актуальным вопрос повышения степени автоматизации и переход к интеллектуализации процессов управления в различных областях хозяйственно-экономической деятельности. Транспортная отрасль, являясь базовой для любой развитой экономической системы, должна чутко реагировать на новые вызовы. Это понимание и является основой того, что интеллектуальные транспортные системы, то есть транспортные системы с повышенной степенью интеллектуализации информационных и управляющих процессов.

Умная дорога.
Умная дорога.

Сеть автомобильных дорог и автомагистрали являются неотъемлемой инфраструктурной частью транспортной системы автомобильной модальности. Соответственно, с учётом обозначенных выше тенденций, процессы управления автомобильными дорогами также должны подвергаться автоматизации и интеллектуализации с дальнейшей гармонизацией и включением в состав Интеллектуальной транспортной системы (ИТС) того региона или макрорегиона, в котором находятся соответствующие автомобильные дороги.

Кратко перечислим верхнеуровневые процессы, которые должны быть автоматизированы:

· Организация и управление дорожным движением (АСУДД);

· Транспортная безопасность (ТБ);

· Управление ремонтами и капитальными ремонтами (Ремонт);

· Мониторинг состояния искусственных сооружений (МСИС);

· Техническое обслуживание и ремонт оборудования (ТОиР);

· Вспомогательные процессы, обслуживающие основные виды деятельности (Обеспечение).

Также в составе комплекса средств автоматизации перечисленных процессов должны находиться общесистемные решения, предоставляющие общую и единую функциональность для всех задействованных в интеллектуализации процессов автоматизированных и информационных систем. К таким решениям обычно относятся:

· Общесистемные сервисы каталогов, реестров, нормативно-справочной информации (ЦНСИ);

· Система информационной безопасности (СИБ);

· Геоинформационная система (ГИС);

· Специализированные шлюзы для интеграции с внешними и смежными по отношению к ИТС системами (Шлюзы);

· Единая интеграционная платформа (ЕИП).

Всё перечисленное работает совместно в рамках сквозной автоматизации процессов, что можно иллюстрировать при помощи следующей диаграммы:

Общая архитектура автоматизированного комплекса управления автомобильной дорогой и процессами её эксплуатации.
Общая архитектура автоматизированного комплекса управления автомобильной дорогой и процессами её эксплуатации.

ЕИП предоставляет унифицированные механизмы для бесшовной интеграции и межсистемного информационного обмена на основе синхронной и асинхронной передачи сообщений. Эта платформа должна быть внедрена на уровне всей ИТС и предоставлять свои сервисы всем зарегистрированным в ней информационным и автоматизированным системам. Фактически, все интеграционные потоки в рамках ИТС должны проходить через ЕИП, если только такие потоки не касаются внутрисистемного взаимодействия между модулями в рамках автоматизации одного процесса. Использование ЕИП позволяет максимально стандартизировать все данные, используемые для межсистемного взаимодействия, а также применять важный подход, при котором данные вводятся в систему только однократно в месте их зарождения, а далее используются везде, где необходимы. Этот подход обеспечивает минимизацию большого количества ошибок связанных с некорректными данными и неадекватной информацией. К тому же, применение ЕИП позволяет доставлять информацию от системы к системе «точно в срок», то есть предоставление актуальной и адекватной информации в ту систему, где она нужна, и ровно тогда, когда нужна. Всё это позволяет принимать обоснованные решения.

Ещё один вариант умной дороги в представлении художника.
Ещё один вариант умной дороги в представлении художника.

ЦНСИ предоставляет единые справочники и классификаторы для использования во всех информационных и автоматизированных систем в составе ИТС. Это также позволяет обеспечивать единство и адекватность данных в режиме реального времени, что обеспечивает возможность предоставления руководству на любом уровне иерархии управления процессами точной и актуальной отчётности по всем аспектам деятельности. ЦНСИ выполняет обеспечивающую роль и находится в «основании» ЕИП и всей ИТС.

СИБ выполняет обеспечивающие низкоуровневые процессы по защите информации и обеспечении режимов конфиденциальности и секретности. Обычно это стандартный набор компонентов, реализующий функциональность в соответствии с требованиями законодательства и технических нормативных актов. Также СИБ обеспечивает аутентификацию, распределение доступных функций, контроль и журналирование действий пользователей ИТС и всех её компонентов.

Повышение степени интеллектуализации автомобильной дороги происходит за счёт применения интернета вещей.
Повышение степени интеллектуализации автомобильной дороги происходит за счёт применения интернета вещей.

ГИС предоставляет унифицированную базу геоинформационных данных и единую карту региона в достаточном масштабе для использования во всех системах ИТС. Это позволяет осуществлять привязку и геопозиционирование объектов эксплуатации, событий и др. на местности, что обеспечивает удобную визуализацию процессов на картографической подложке. Единая карта предполагает, что во всех системах ИТС будет отображена одинаковая топография, и это легко синхронизирует процессы управления и эксплуатации. Какие-либо изменения на местности или в инфраструктуре вносятся в ГИС, информация актуализируется и появляется во всех системах, которые подписаны на получение картографической подложки и геопривязанной информации.

Осталось кратко описать основные процессы. Системы АСУДД, ТБ, Ремонт, МСИС и ТОиР предоставляют стандартную функциональность систем своего класса. Интерес представляет набор систем группы «Обеспечение». Это так называемый «бэк-офис», то есть вспомогательные процессы для обеспечения основной деятельности — бюджетирование и управление финансами, бухгалтерский учёт, кадровый учёт, юридическая поддержка, административно-хозяйственная деятельность, обеспечение физической безопасности и т. д.

Интеллектуальная транспортная система — это не только различные периферийные устройства, но и взаимосвязанный комплекс автоматизированных и информационных систем управления.
Интеллектуальная транспортная система — это не только различные периферийные устройства, но и взаимосвязанный комплекс автоматизированных и информационных систем управления.

Важная суть заключается в том, что при развёртывании систем автоматизации должны применяться несколько основополагающих принципов:

1. Принцип первого лица — руководитель организации должен быть заинтересован в осуществлении интеллектуализации и автоматизации всех видов деятельности своей организации и всех подведомственных предприятий. Как минимум, должен быть выделен специальный заместитель по цифровизации, имеющий право принимать решения в рамках своих компетенций.

2. Принцип новых задач — автоматизация предполагает использование новых методов обработки информации и выдачи управленческих воздействий, что обозначает отказ от некоторых традиционных методов и переход к решению тех задач, которые ставит перед организацией изменившаяся деловая и конкурентная среда, изменившиеся внешние условия. Автоматизация устоявшихся и устаревших процессов «как есть» приводит лишь к тому, что такие неадекватные изменившимся условиям процессы будут выполняться при помощи средств вычислительной техники и современных информационно-коммуникационных технологий, однако это не позволит повысить их эффективность. Автоматизация хаоса приводит только к ещё большему хаосу.

3. Принцип безбумажного документооборота — автоматизация предполагает перевод всех информационных потоков исключительно в безбумажный вид. Это и документооборот внутри организации, и обмен информацией со всеми подведомственными, смежными и вышестоящими предприятиями. Эффективность применения этого принципа зависит от одновременного перехода всеми заинтересованными организациями на безбумажный документооборот с юридическим оформлением электронно-цифровой подписи в качестве легального метода верификации и подтверждения подлинности.

4. Принцип сквозной автоматизации — выполняемые управленческие и рабочие процессы должны автоматизироваться так, чтобы на стыке подразделений и организаций, задействованных в них, не было «заторов». Сквозная автоматизация предполагает, что процессы должны непрерывно выполняться в рамках последовательного набора интегрированных друг с другом информационных и автоматизированных систем с минимальным включением в процесс пресловутого «человеческого фактора».

Автомобильные дороги и управление ими будет продолжать усложняться.
Автомобильные дороги и управление ими будет продолжать усложняться.

Например, процесс выполнения мелкого ямочного ремонта на автомобильной дороге должен проходить от информирования заинтересованными пользователями автомобильных дорог до подтверждения наличия проблемы, выделения бюджета, назначения бригады, отчёта о выполнении, контроля качества исполнения поручения и попадания в сводный отчёт соответствующего руководителя с отправкой ответа заинтересованным гражданам с минимальными задержками и минимальным задействованием промежуточного персонала. В идеале неавтоматизированными операциями должны стать только сам ямочный ремонт и подпись ответственного руководителя на ответном письме. При этом в рамках самого процесса не должно быть использовано ни одного листа бумаги — всё происходит исключительно в электронном виде, в том числе и доставка электронных писем обратившимся лицам.

Только применение этих принципов в совокупности с грамотно применённым системным подходом к построению интеллектуальной архитектуры организации, эксплуатирующей автомобильные дороги, позволит таким организациям осуществить цифровую трансформацию и встретить новые вызовы во всеоружии. Яркое будущее стремительно надвигается, и организации должны иметь достаточную степень адаптивности для того, чтобы плавно войти в него.

-7