Все знают про королевские гербы, но редко помнят, что кроме гербов у королей бывали и личные символы, так называемые "немые девизы". Они бывали самыми разнообразными.
Так у короля Карла Седьмого личным символом был легендарный крылатый олень Цезаря.
У Людовика Двенадцатого -- дикобраз.
А у его второй жены Анны Бретонской -- горностай.
У Франциска Первого немым девизом была саламандра.
У Карла Девятого -- две колонны.
У его брата Генриха Третьего -- солнце. Да-да, первым использовал этот символ вовсе не Людовик Четырнадцатый, а последний король из династии Валуа Генрих Третий.
При этом немой девиз можно было и унаследовать.
Так своего дикобраза король Людовик Двенадцатый унаследовал от деда -- герцога Людовика Орлеанского (брата Карла Шестого Безумного). Символ имел политическое значение. Подразумевалось, что иголки дикобраза направлены против врага Людовика -- герцога Бургундского.
После королевы Анны Бретонской ее немой девиз унаследовала дочь --жена короля Франциска Первого Клод де Валуа. В Блуасском замке немые девизы супругов были изображены рядом.
Генрих Третий предпочитал использовать в качестве немого девиза не только солнце, но и унаследованные от брата Карла колонны (вы можете их увидеть на изображении основания ордена Святого Духа) -- преемственность власти, а вы как думали? Генрих, сбежавший от поляков, чтобы получить корону Франции, как никто в ней нуждался.
Но откуда взялось солнце Людовика Четырнадцатого? Неужели он позаимствовал его у Генриха Третьего?
Не совсем так, хотя иногда солнце как личный символ использовали и Генрих Четвертый, и Людовик Тринадцатый. И все же личный символ Короля Солнца имел иное происхождение -- балет.
Да-да, этот символ, как и прозвище короля появились благодаря роли в балете "Балет ночи" (длительность 12 часов, исполнялся с заката и до утра), в котором Людовик изображал Восходящее солнце. Этот факт отображен в том числе и в кино.
Впрочем, про балеты при Людовике Четырнадцатом можно говорить долго. Символ же короля -- солнце -- стал изображаться на стенах замков, на каминах, воротах, гобеленах, на символических портретах -- везде, где мог прославить короля.