Найти тему
Паутинки миров

Легенды Леса. Лазуринка

Говорят, в лесах возле деревни Гранинская, в самой чаще, на ясной полянке растет трава. Да не просто бурьян какой. Ее цвет - нежнее весеннего неба. Тонкие стебли - крепче стали. Сок ее - горячее пламени. А отвар - способен выявить даже самую хитрую ложь.

Трава разрыва лжи. Голубая трава.

Энке говорили не ходить в чащу. Энке предупреждали о легендах Леса. Но он же - сам Энке! Он не боялся ничего! Он самый храбрый, самый умный и самый сильный и красивый юноша во всем селении! Что ему сделается в лесу, где с самого детства он бегал за грибами и ягодами. Правда не в чаще. Но как разница? Это ведь Лес. Теплый, понятный, живой и веселый.

Энке улыбнулся, поправил на поясе кинжал, что дал ему старый кузнец, и бодрым шагом миновал опушку, углубляясь все дальше и дальше. Юноша шел едва ли не вприпрыжку. Он же не глупец просто так идти в лес! Нет. По возвращению его ждет награда! Мариса - первая красавица на деревне - обещала ему свой венок! А значит, можно будет взять неприступную девушку замуж. Всего-то надо принести пучок разрыв-травы!

Энке, задумался. О разрыв-траве ходило много слухов, и откуда-то все знали, что она есть в чаще леса. Вроде как находились даже умельцы, добывшие ее. Вот только в лицо их никто не видел, а единственное, что знал Энке о траве - она ярко-голубого цвета. Наивный юноша надеялся узнать ее только по этому.

Он шел и шел, уходя все дальше и дальше. Уже давно исчезли знакомые с детства полянки, а травы все не было видно. И даже когда село солнце и на лес опустилась тьма, Энке какое-то время продолжал брести вперед. Но наконец он вышел на удобную для ночлега полянку. В темноте было трудно расположиться, но огонь почему-то не хотел гореть, хотя уж что-что, а выбить огнивом искру Энке умел с малолетства. Юноша вздохнул и устроился прямо на траве, подложив под голову котомку, в которую собирался набрать голубой травы.

Лес играл свою колыбельную, из шелеста листьев, криков ночных птиц. И Энке уснул, совершенно не боясь лесных зверей. Храбрость то была, самонадеянность, или же глупость - кто знает?

Разбудил юношу звон колокольчиков.

Он открыл глаза и подскочил, удивленно оглядываясь вокруг. Повсюду, прямо под его ногами, светилась земля. Энке пригляделся и затаил дыхание. Вот она! Голубая разрыв-трава, что он искал! Мариса будет его! Ослепленный надеждой и жадностью, он кинулся рвать траву, что была под его ногами.

Но стоило лишь коснуться стеблей светящейся травы...

-Не стоит! - раздался мелодичный, но звонкий голос сверху.

Энке поднял голову. Рядом с ним, стояла девушка. Ее темные волосы были заплетены в простую косу, а сарафан был очень простым, в темноте даже не разобрать какого цвета. И Энке даже не обратил бы внимания на нее, будь они в деревне, но сейчас, в чаще леса, матовая кожа незнакомки едва заметно светилась, отражая лунный свет. Ярко блестели темно-синие, почти черные глаза. И выражение лица было отнюдь не благосклонным.

-Кто ты? - удивился Энке. - И как ты тут оказалась?

-Имя мое тебе ни о чем не скажет. А вот трогать Голубую траву не советую. Не долгое будет счастье с этой травы. Лишь горе и разочарование тебя ждет.

-Но почему? - искренне удивился юноша.

-Энке, знаешь ли ты для чего нужна эта трава и что она делает? - неожиданно грустно улыбнулась девушка.

-Не знаю... Постой, но откуда ты знаешь мое имя? - отшатнулся парень. - Ты дух Леса?

-О, нет. Но трава эта называется разрыв-травой потому, что стоит тебе сорвать лишь травинку, как ты будешь знать, когда люди говорят ложь. В этом мире ее слишком много, чтобы она приносила знающему счастье. Тебя ждет одиночество, или же злоба в сердце. Это тяжело.

-Я не верю в легенды! - рассмеялся парень. - Да даже если и буду знать правду, разве это не лучше лжи?

-Ты сам сделал свой выбор. - вздохнула девушка. - Но должна я предупредить тебя еще об одном. Как нарвешь травы, не сохраняй у себя ни одного стебля. Отдай все тому, для кого собираешь ее. Иначе прорастет стебелек тот в твоем сердце.

-Что это значит?

-Я предупредила тебя. - девушка развернулась и ушла под сень деревьев, растворившись во тьме.

-Странная какая - пробормотал Энке и выкинул из головы все предупреждения незнакомки.

Энке рвал траву быстро, жадно, неаккуратно. Перед глазами стояла Мариса, с улыбкой протягивающая ему венок. Не сказать чтобы Энке любил ее всем сердцем, но иметь в женах самую красивую девушку ему хотелось бы. Это потешило бы его самолюбие.

Энке был хорош во многом, и как следствие - горд. И хоть сам по себе юноша был добрым, но глупым, не внимающим голосу разума. И потому он даже на секунду не задумывался о последствиях, что могли его ждать. Он безжалостно обрывал тускло светящиеся стебли, набивая ими сумку, не обращая внимания на сок, заливающий его руки.

Звука колокольчиков больше не было слышно. Вся поляна словно замерла в траурной тишине, не в силах как-то помешать тому, кто не зная всего, безжалостно делал свое дело. И его простодушие и невежество было поистине ужасно!

А юноша продолжал и продолжал свое дело, до тех пор пока первые солнечные лучи не коснулись его лица. И тогда он встал, широко улыбнулся, и, закинув сумку с травой за спину, пошел обратно, в деревню. А на краю разоренной его действиями поляны стояла девушка. Она смотрела ему в след, а в ее ладони одиноко и печально лежала лазурная травинка, от которой слышалась тихая мелодия колокольчиков.

Мелодия затихла, а травинка рассыпалась желтыми искрами, впитавшимися в кожу девушки.

-Да, милая, - нежно прошептала она в пустоту, вытирая слезы. - Он неплохой парень, но глуп. И за глупость свою поплатится, хоть, видит Лес, я не хотела этого.

***

Энке вернулся в селение гораздо быстрее, нежели шел за травой. Он гордо прошествовал к дому Марисы.

-Я принес, что ты просила, прекрасная Мариса. Исполни же свое обещание! - воскликнул он перед девушкой и высыпал на землю ворох голубой травы.

Люди вокруг ахнули. Еще бы! Живая легенда перед глазами.

Мариса улыбнулась ласково Энке и развязала с головы платок.

-Возьми это, в награду за твои труды! - пропела она и отпустила ткань, которая чуть пролетела и упала аккурат в ладони парня.

-Но Мариса! - растерялся Энке. - Ты обещала мне свой венок!

-Ох, глупый Энке, - снисходительно посмотрела девушка. - Неужто ты думал, что я дам тебе венок, а потом выйду за тебя замуж? Все лишь за горстку травы? Да, цвет красивый. Но к чему мне она?

-Но зачем же ты послала тогда меня в самую гущу леса? - недоумевал Энке.

-Я не посылала. Ты сам пошел. Я всего лишь сказала, что отдам венок тому, кто принесет мне разрыв-траву из глуби леса. Но это были всего лишь слова, даже не обещание. Я пошутила.

С этими словами красавица развернулась и ушла в дом, оставив Энке стоять над голубой травой, разметанной ветром по земле. Юноша ушел к себе в дом, а люди, кто взял себе щепотку травы на память, кто растоптал ее, что-то разнесли животные. Ни одна травинка не попала в руки Марисы.

Энке был растерян, а в сердце его росло непонимание и обида. Зачем Мариса так посмеялась над ним? Стоило ли оно того? Стараясь отвлечься от неприятных мыслей, Энке пошел вытряхивать мешок, чтобы использовать его потом под вещи. И вдруг, из складки на землю спланировала одинокая травинка, лазурная, точно весеннее небо.

-Так вот она, награда за мой труд? - горько усмехнулся юноша, и спрятал травинку за пазуху, совершенно позабыв о предупреждении девушки-незнакомки.

Прошел день, второй, третий. Энке жил как и прежде, не замечая, как кровь в венах становится горячее и горячее, как руки его становятся сильнее, как все меньше он общается с жителями деревни. А потом юноша вдруг встретил Марису и понял, что ничего в этой разряженной кукле не было. Что речи ее глупы, а красота - искусственна. И стал Энке вспоминать незнакомую девушку, чья коса была черна, словно ночь, а глаза - синие-синие, кожа - лунный жемчуг, а улыбка ласковая и добрая.

Энке хотел было даже вернуться на ту поляну, но не смог ее больше найти. Сердце с каждым днем горело все сильнее от желания увидеть незнакомку. Порой юноше казалось, что внутри него действительно горит пожар. Он стал замкнутым, мрачным, больше не ходил на гулянья молодежи.

А потом его окликнула Мариса, уязвленная, что лучший из парней больше не обращает на нее внимания.

-Что же ты, Энке, больше не приходишь гулять? - спросила она, улыбаясь самой ласковой своей улыбкой. - Я была бы рада увидеть тебя вечером.

Энке взглянул на Марису и такая злость его взяла, что аж руки затряслись.

-Зачем ты послала меня за травой, Мариса?! - резко спросил он.

-Что? - не поняла глупая кукла.

-Зачем ты послала меня за разрыв-травой, Мариса? - повысил голос Энке. - Послала, а потом выбросила на ветер все, что я тебе принес!

-Так ты что обиделся? - звонко расхохоталась девушка. - Ты прекрасен, Энке, ты лучший работник, лучший воин, красавец из всех парней. - заговорила она, а Энке вдруг услышал за этими речами другие слова - Ты должен ползать передо мной на коленях и выпрашивать взгляд мой, как высшую милость. Ведь я красива. А значит, вы ничто.

Юноша зло хмыкнул и, наклонившись ближе к девушке сказал:

-Ты глупа, разряжена, и накрашена, будто кукла. Ты - пуста, и улыбка твоя холодна. В тебе нет ничего, чтобы бегать за тобой и любоваться тобой. И твоя красота - красота деревянной бусины, выкрашенной краской. Но никак не жемчужины. Ты - ничто, Мариса, и мне жаль, что я так долго был слеп!

И люди, услышавшие его слова, вдруг осознали, что и правда - Мариса такая же как и многие девушки деревни. Она всего лишь человек, наряженный в одежды и раскрашенный лучшими красками. Но вот уметь то она ничего не умеет, кроме как вертеть парнями и давать им глупые задания. Это всего лишь девица-белоручка.

И от Марисы вдруг все отвернулись, вспомнив, что белоручка ни одному нормальному работящему парню не нужна. Она ведь ни стол ни накроет, ни мужу в сенокос не поможет. Она - не нужна.

А Энке будто и не заметил этих перемен. Он продолжал сгорать изнутри по незнакомой девушке. Он жаждал еще хоть раз увидеть ее. Узнать ее имя. Он понял как глуп был, не послушав девушку. Но изменить больше ничего не мог. Энке вспомнил слова девушки о том, чтобы не оставлять голубую траву себе, но тот единственный стебелек, что он спрятал к себе - пропал.

Однажды ночью Энке, изводимый внутренним огнем, словно тень, выскользнул из деревни и отправился в лес. Он шел, не разбирая дороги, ведомый смутным ощущением.

Когда Энке вышел на знакомую полянку он расплакался. Сейчас, в свете луны, он отчетливо рассмотрел вытоптанную, вырванную и разбросанную лазурную траву. Черным уродливым пятном выделялось то место. Энке стало горько от осознания того, как он поступил с безвинной природой. Ведь можно было аккуратно срезать небольшой пучок, а не безжалостно вырывать с корнем.

Энке, опустившись на колени, плакал.

-Я же говорила тебе, не стоит. - послышался грустный голос.

Энке поднял голову. Перед ним снова стояла незнакомка. Но теперь она казалась еще прекраснее, и ее простота казалась изысканнее вычурных и богатых нарядов.

-Я глупец! - прошептал юноша. - Но прошу тебя, скажи мне свое имя!

-Мое имя так же просто, как и суть. Меня зовут Лазуринка.

-Лазурин...ка - Энке понял. - Ты...

-Да. - невесело улыбнулась девушка. - Кто сказал, что у растения нет души? И мне было очень плохо и больно, когда ты обрывал мои стебли. Но еще больнее мне было из-за твоего незнания. Ты сам обрек себя на страдания. Энке, скажи мне, горит ли твоя кровь?

-Моя кровь? - Энке хотел было ответить "нет", как почувствовал: жаркий огонь ползал по его сосудам, поджигая внутренности. И горячее всего было в сердце. - Что это? - испуганно прошептал он.

-Это трава. Голубая трава, что проросла в твоем сердце. Ведь я предупреждала тебя. Ее не возьмет ни сталь, ни огонь, ведь она сама - сталь и огонь. И расти она будет, друг мой, до самого неба. Ты совершил непростительное, так жестоко обойдясь с ней, и теперь ты сам станешь основой для нее. Прости, - по прекрасному лицу катились слезы. - Я ничего не могу сделать. Мне жаль.

Энке улыбнулся.

-Что ж, я сам поплатился за свою глупость. И я не виню тебя. Лишь прошу, побудь со мной до рассвета.

Лазуринка села и Энке с умиротворенной улыбкой положил голову ей на колени. Девушка перебирала его волосы и тихонько пела. Под звон колыбельной Энке закрыл глаза. Прорастающая внутри трава больше не причиняла обжигающей боли, она лишь с легкой щекоткой, почти ласково выпускала все новые и новые стебли.

Рассвет Лазуринка встретила слезами.

Одна...

Все истории по порядку можно читать в ПУТЕВОДИТЕЛЕ