Сейчас вовсю идет очередная налоговая кампания: граждане получают уведомления с налоговыми начислениями, и, разумеется, не обходится без сюрпризов.
Многие с удивлением узнают, что снова должны налоговой давным-давно оплаченный налог. Возмущение вполне понятно: заплатил – и снова должен! Почему так происходит?
Возможных причин тому множество: начиная от банального технического сбоя в банковской системе и заканчивая реальной ошибкой налогоплательщика.
Предлагаю рассмотреть ситуации, которые наиболее часто встречаются в практике.
1. Платеж «завис»
Налоги мы платим всегда через посредников: банк, почту, и даже через местную администрацию сейчас можно заплатить налог. Поэтому путь от момента внесения денег в кассу или банкомат и до зачисления их в бюджет может занять не один день.
Вполне возможно, что за это время платеж «зависнет» по техническим причинам и не достигнет своего пункта назначения. В результате в ФНС возникает задолженность, а сам плательщик об этом и не догадывается.
Узнать об этом он может совсем поздно – например, когда долг будет уже взыскан судом. Конечно, никакой вины налогоплательщика в такой задолженности нет: по закону обязанность по уплате налога считается исполненной с момента внесения денег в кассу, а не их фактического зачисления на счет ФНС.
Но придется это доказать. А главным доказательством является платежный документ. Поэтому его ни в коем случае нельзя выбрасывать – как минимум, пока не убедитесь, что налог действительно поступил в бюджет. В противном случае доказать факт уплаты налога будет очень сложно.
2. Ошибка в реквизитах
Заполняя квитанцию на уплату налога, мы тем самым оформляем поручение банку сделать денежный перевод нужному нам получателю. Поэтому ошибка в реквизитах может привести к тому, что деньгу уйдут вовсе не туда, где их ждут.
Как следствие, налог так и будет числиться неоплаченным. Исправить это можно, если налог все же поступил в бюджет, но, например, не на те КБК.
В таком случае достаточно обратиться в налоговую с заявлением об уточнении платежа, указав нужные КБК: задолженность закроют и пени на нее начисляться не должны.
Если же ошибка была допущена более серьезная (неверный номер счета или наименование банка получателя), то обязанность по оплате налоге не признается исполненной.
Поэтому платеж придется делать заново и всех последствий налоговой недоимки не избежать (пени и штрафы).
3. Не указано назначение платежа
В каждой квитанции обязательно предусмотрена нижняя строка – назначение платежа. Она имеет большое значение: здесь налогоплательщик обозначает, за что именно он платит (важен налоговый период прежде всего).
Что будет, если в квитанции не указан период, за который уплачивается налог?
Если за налогоплательщиком числятся «старые» долги, то платеж будет направлен в счет их погашения. Соответственно, тот период, за который платил гражданин, так и останется неоплаченным.
Например, гражданин заплатил транспортный налог за 2017 год – в этом году, как и полагается. Но не указал в квитанции, что платит именно за 2017 год, и в результате деньги «ушли» на неоплаченные в свое время налоги за 2010 и 2011 годы (письмо ФНС от 24 сентября 2018 г. № 03-02-08/68105).
Понятно, что такую задолженность налоговая уже не взыщет (истек срок давности), поэтому максимально старается ее закрыть неопознанными платежами.
А долги за 2017 год по времени вполне могут быть взысканы, так что закрываются в последнюю очередь. Суды признают такие действия ФНС законными, если в платежном документе действительно отсутствовало назначение платежа.
Поэтому во избежание неприятных сюрпризов обязательно нужно указывать, за какой период вы вносите платеж – тогда налоговая уже не сможет зачесть его по своему усмотрению.
Платите налоги правильно и не давайте повода для долгов!