В книге «Шесть столпов самооценки» есть глава, посвященная детям. Действительно, очень важно воспитать в ребенке нормальное отношение к себе. Тогда больше шансов, что он не ввяжется в нездоровые связи, будет искать достойную работу и не станет самоутверждаться за счет запрещенных препаратов и слабости других людей.
Итак, что же формирует здоровую самооценку у ребенка?
Безопасность и защита. Важно, чтобы малыш с младенчества ощущал себя в безопасности, именно поэтому родители должны защищать ребенка от нападок старших (детей и взрослых) и создать в доме теплую, дружескую атмосферу. Проще говоря — ребенок не должен бояться выходить гулять, приходить домой, разговаривать и так далее.
Прикосновения. Исследования показывают, что прикосновения влияют на развитие мозга малыша, также тактильный контакт демонстрирует заботу, любовь. Дети, которые выросли без родительской ласки, несут в себе боль — тут могут быть два вида последствий. Первое — такие взрослые считают себя недостойными хорошего обращения и выбирают нездоровые отношения (с наркоманами, алкоголиками и так далее). Второе — беспорядочные связи. Взрослые таким способом ищут любовь, чтобы компенсировать ее недостаток в детстве.
Любовь и принятие. Имеется в виду любовь к ребенку не за что, просто так… Как часто нам приходится слышать: «Прекрати плакать, иначе я тебя не буду любить». «Если будешь так себя вести, тебя никто любить не будет». Вот и стараются взрослые стать «достойными любви», проживая не свою жизнь.
Уважение. Мы часто позволяем себе обращаться с детьми, как с низшими существами — грубим, приказываем, не даем право выбора… А теперь представьте, что перед вами взрослый — позволили ли вы себя так вести?
Видимость. Это значит — мы видим и понимаем своего ребенка. Когда ему грустно, мы пытаемся его утешить. Когда весело — веселимся вместе. В общем, не игнорируем чувства.
Воспитание согласно возрасту. Это означает, что не стоит чистить банан пятилетки, а от трехлетки не требовать одеться за минуту.
Похвала и критика. Всегда идут вместе. Не стоит превозносить ребенка за каждую мелочь, так и не стоит критиковать его за каждый проступок. Давайте право на ошибки и хвалите за действия.
О каком пункте написать подробнее?