Найти тему

Независимое книгоиздание – интервью Сергея Иннера журналу MuZa

В прошлом году в Санкт-Петербурге открылось независимое издательство художественной литературы «Чтиво». О том, что сулит авторам его новаторский подход, мы расспросили главреда издательства Сергея Иннера.

-2

— Первый вопрос, который возникает, наверное, у многих: почему такое название?

— Наш профиль — неформат, то, что не подходит крупным издательствам. Вместе с тем нам по душе далеко не все, что выпускают эти издательства под видом литературы. Если они — литература, то мы лучше будем «Чтивом».

— А как быть с негативной коннотацией этого слова?

— Во-первых, те, кто судит книгу по обложке, — не наша целевая аудитория. Во-вторых, мы считаем, что «Чтиво» — это от слова «Чти», а не от какого-то другого. Говоря проще, это культ уважения — не пренебрежения.

— В чем основное отличие «Чтива» от конкурентов?

— В том, что нам нечего терять. Мы открылись без инвестиций и продаем электронные книги как самостоятельный товар, а не дополнение к бумаге. При этом от бумаги мы не открещиваемся, а, наоборот, хотим, чтобы она имела более высокий статус. Если книга хорошо продается в цифре, мы делаем бумажную версию, это справедливо.

— А если книга продается плохо?

— Значит, либо ее время еще не пришло, либо она так и останется электронной — для редких ценителей. Такой подход применяется, например, в Европе: сначала электронная книга, затем мягкая обложка, потом твердый переплет. В России почему-то часто бывает наоборот.

-3

— В «Чтиве» недавно вышла вторая книга — «Архив барона Унгерна». Расскажите немного о ней.

— Это исторический роман-фантасмагория троицы авторов из Москвы и Воронежа (О. Новокщенов, А. Киреев, Д. Горшечников.Прим. ред.), среди примерно ста пришедших нам за полгода рукописей — первая жемчужина словесности.

— Хорошо ли ее покупают в электронном формате?

— Для данного этапа вполне. У нас пока не так много читателей, но дела идут в гору. Сегодня мы ведем поиск нашей будущей третьей книги, чтобы у нас было три кита — устойчивая основа.

— Вы неоднократно писали, что к электронным книгам сегодня часто относятся пренебрежительно. Как считаете, почему?

— Кто-то мыслит материей — он хочет держать товар в руках. Кто-то мыслит деньгами — он хочет знать, что овчинка стоит выделки. Мне это понятно, но, кажется, мы стали забывать, что литература — это в первую очередь текст. Продавая электронные книги, мы берем деньги именно за текст и оплачиваем работу авторов. Поскольку цифровой файл — это очень маржинальный товар, мы можем платить авторам роялти больше, чем от продаж бумаги. Покупая электронную книгу, вы не вкладываетесь в целлюлозную промышленность и вырубку деревьев, зато даете автору возможность развиваться и творить.

— Но ведь хочется все же иметь хорошую книгу в домашней библиотеке, чувствовать запах страниц.

— Как я уже говорил, мы не открещиваемся от бумаги, она будет. С другой стороны, сегодня в мире есть тенденция к тому, чтобы меньше обременять себя материальным. Молодое поколение не покупает квартиры и машины, а предпочитает арендовать их и путешествовать по миру с рюкзаком — не возить же с собой бумажную библиотеку.

— Считаете, литература уйдет в цифру?

— Однозначно и очень скоро, хотя и не вся, конечно. Взять, например, самую безыскусную массовую литературу: конвейерные детективы и патриотическую фантастику. Зачем переводить деревья на такие книги, тем более что для их авторов литература — бизнес и не более того? Выпуская электронные книги, они даже получат большую прибыль, а бумагу оставим для более важных текстов.

— А для вас литература — не просто бизнес?

— Нет, для меня это способ бытия, самовыражения и взаимодействия с реальностью.

— Какова миссия издательства «Чтиво»?

— Создать издательский бренд, которому читатели будут доверять, а потом держать планку качества до изнеможения.

— А затем?

— Там видно будет.

— Как вы определяете качество произведения?

— Мы действуем в рамках собственного опыта — это все, что мы можем. Качество вообще — неуловимая материя. Но я бы сказал, что два главных показателя для меня — оригинальность идеи и прилежность в ее исполнении.

— Вы сказали, что получили за полгода около ста рукописей. О чем пишут?

— Много фантастики, много любовной лирики, попадаются леденящие кровь наркотриллеры. И на удивление — ни одного детектива.

— И всего одна книга из ста, которую вы приняли к публикации?

— Сейчас все, что у нас есть, — это наш бренд и планка, которую мы задаем. Нам нельзя ошибаться, нужно действовать наверняка. Поэтому в «Чтиве» издается только то, что нас действительно впечатляет, а не просто складно написано и имеет коммерческий потенциал. Мы ищем что-то сверх этого.

— Зачем молодым авторам сотрудничать именно с «Чтивом»?

— Потому что за нами будущее. Уход текстуального искусства в киберпространство — это исключительно вопрос времени. Мы за то, чтобы этот процесс происходил естественно. Если вы написали крутой текст, то о нем будут говорить и его будут покупать даже в виде цифрового файла. И не будем забывать, что электронная книга — это товар, легкодоступный всему русскоязычному миру, ваша аудитория расширяется до максимума. Если ваш текст настолько хорош, что мир должен увидеть его на бумаге, то это тоже произойдет. Конечно, пока мы не можем конкурировать с большими издательствами в отношении тиражей и гонораров. Зато, издаваясь у нас, вы можете стать рок-звездой, а не очередным кирпичом в стене.

Материал подготовила Анна Сахновская

Источник: http://writerstudio.ru/blog/nezavisimoe-knigoizdanie-izdatelstvo-chtivo/