В Санкт-Петербурге на базе знаменитой "Макаровки" открылся Центр морских арктических компетенций в интересах подготовки кадров для Атомфлота. Впервые в истории атомного флота управлять ледоколами пришли девушки. Пока это стажерки, которые проходят здесь практику. Но, через год - одна из них точно придет сюда работать.
ри девушки в форме на капитанском мостике. Такого в своей истории ледокол "Вайгач" не помнит. Такого не было вообще в истории атомного ледокольного флота. "Вайгач" только вернулся - три месяца отработал в Арктике. Конечно, не весь рейс - так называемым телеграфом - управляла практикантка Элла Горянникова. Это значит - всем ледоколом.
Студентка Московской государственной академии водного транспорта Элла Горянникова: "А если не чувствуешь ледокол - как ты им можешь вообще управлять. На руле сидишь - он отклоняется влево, вправо, нужно понимать куда она может дальше пойти. Так регулировать, чтобы было безопасно. Например, как лед колоть. Это целое искусство".
Искусству управлять ледоколом Элле, и ее сокурснице Насте учиться еще 4 года. Они обе на 1 -м курсе Московской академии водного транспорта. Обе мечтают стать капитанами. И остаться на Севере.
Студентка Московской государственной академии водного транспорта Анастасия Комкова: "Когда выходишь на палубу - холодно, но ты чувствуешь этот воздух, смотришь на этот лед. Вокруг так красиво, высокие торосы. Идет этот ледокол и льдины расходятся в разные стороны".
Ближе всех к своей мечте - работать на ледокольном флоте - Нина Вдовина. Выпускницу "Макаровки" уже ждут на "Атомфлоте". Первый рейс на "Вайгаче" пошел в морской ценз. На днях в Арктику уйдет "Таймыр". Там впереди еще 2 месяца стажировки.
Студентка Московской государственной академии водного транспорта Нина Вдовина: "В июле я выпускаюсь из "Макаровки" и прихожу уже сюда вахтенным помощником капитана. - Вахтенный помощник какая задача? - Помогает капитану, ведет прокладку судна, следит за приборами, за безопасностью мореплавания, отвечает за связь".
В морской иерархии вахтенный помощник капитана - это почти сам капитан. Кроме него - подчиняется только старшему помощнику. Старпом ледокола и стал наставником практиканткам. Говорит - пришлось сменить подход. Крепкое морское слово не скажешь, в резком тоне не поговоришь.
Старший помощник капитана атомного ледокола "Вайгач" Олег Хроменков: "Интересно реакция судов проводимых, различных военных постов. Когда им на запрос отвечает девушка. Тем более, такой приятный голос - они немножко так оторопевают сначала".
Капитан "Вайгача" не видит ничего необычного в том, что девушки могут командовать на мостике. Такое есть в иностранных компаниях, и было в советское время. Правда, не на атомном ледокольном флоте.
Капитан атомного ледокола "Вайгач" Андрей Теницкий: "Помимо мостика в тепле тут с циркулем и карандашом, и в бинокль смотреть, и кофе пить. Надо будет выходить в мороз в -50. Грузовые работы. Командует только штурман. Взятие на буксир только штурман. Там никто не будет разбирать женщина или мужчина".
Разбирать канаты и участвовать в швартовых операциях девушки тоже учатся. Хотя дается тяжелее, чем мужчинам. Признаются - после трех месяцев практики в море - первое что сделали - побежали в парикмахерскую и на маникюр.
Светлана Деменева.
Видеосюжет смторите на сайте ГТРК «Мурман».