Найти тему
Филипп Богачев

В режиме пастуха: как не сойти с ума от многозадачности

Что такое многозадачность в современном мире и как с этим быть? В принципе, человек испокон веков — существо многозадачное. Ничто не мешает нам одновременно сидеть, петь песни, думать, жевать травинку, мечтать, созерцать небо, чесать нос и так далее. Это средняя нагрузка пастуха — он еще и за стадом мог при этом присматривать левым глазом. Но при этом пятая точка у него отдыхала, психика расслаблялась, глаз наслаждался красотой природы и только небольшая часть мозга реально работала, отслеживая движение коров. Ну, и Аленушки, конечно.

Современная многозадачность выглядит немного иначе. Ты вроде бы тоже сидишь (если повезло с местом в метро), но все тело у тебя напряжено, глаз постоянно цепляется за яркую рекламу, которой надо еще подсознательно сопротивляться — каждый раз на полсекундочки, но надо. Дополнительный стресс создают унылые лица едущих рядом, шум за пределами рекомендуемого ВОЗ и постоянно вибрирующий телефон в кармане. А там — друзья, родственники, начальник, коллеги, задачи, планирование — все сразу. Совсем не похоже на медитацию, да и песенки в удовольствие не попоешь. Унылые люди тебя осудят, поскольку ты можешь помешать им унывать.

А если вы водите автомобиль, то делаете еще большую кучу дел: наблюдаете за дорогой, за знаками, за светофорами, каждую секунду выбираете скорость, принимаете решения — остановиться или проскочить, повернуть или поехать прямо. Вы выбираете дорогу, решаете, надо ли куда-то заехать и так далее. Но этого мало — скорее всего, есть еще радио, и там может быть интересная передача. Мобильный телефон, разумеется, тоже лежит рядом.

Допустим, вы законопослушный гражданин и используете системы громкой связи, чтобы руки были свободны. Но давайте честно — насколько безопасность вождения зависит от рук и насколько от головы? От вашего внимания, которое позволит вовремя заметить неосторожного пешехода или экстренное торможение автомобиля, движущегося впереди вас? Руки в таких ситуациях процентов на 90 ни при чем — нужно успеть нажать педаль тормоза, а для этого важно вовремя пропустить соответствующий сигнал из мозга.

-2

Американские ученые еще в 2015 году выяснили, что использование голосовых команд и «хэндс фри» в машине точно также отвлекает внимание водителя, как старый добрый способ разговора. Да, ваши руки на руле, но что толку, если ваш мозг не здесь? Результат официальных исследований: после подачи голосового сигнала телефону водитель 27 секунд не может сосредоточить внимание на дороге. А что может произойти за 27 секунд на дороге, где автомобили движутся со скоростью 100 км в час? То есть за эти 27 секунд средний автомобиль пройдет 800 метров — на этой дистанции может произойти все, что угодно. Вообще все.

А теперь задайте себе еще более интересный вопрос. А насколько опасно управлять своей жизнью с системой «хэндс фри» и даже без нее? Спросите себя, что может произойти в вашей жизни за то время, пока вы, стоя в очереди в супермаркете, пытаетесь разрулить по телефону рабочие вопросы, спланировать шашлычок в выходные и что-то — вы даже не знаете точно, что — ответить своему ребенку, который в этот момент цепляется за штанину в тщетной попытке привлечь внимание?

Или в тот момент, когда вы переходите дорогу, одновременно лайкая свежие фоточки друзей и обдумывая следующий комментарий под вашим постом?

-3

Или в тот момент, когда вы общаетесь со своими близкими, глядя в телефон?

Жизнь — это даже не скоростная трасса, у нее вообще нет никаких ограничений скорости. Бессердечная сука, она течет со скоростью секунда в секунду, и ни миллисекундой медленнее. Эта скорость не укладывается в голове — это быстрее скорости звука, быстрее скорости света, вообще быстрее всего. И с одной стороны, она вынуждает нас быть многозадачными, но как понять, какие задачи можно совмещать «в режиме пастуха», а какие — не стоит ни за что и никогда?

На самом деле все просто. Пастух так спокоен и счастлив потому, что совмещает задачи, которые не требуют особого умственного напряжения и внимания. Они могут решаться автоматически — все, кроме наблюдения за стадом. Ему не надо думать о том, как он сидит, как он поет, как жует травинку и смотрит на небо. И, кстати, заметьте, как только со стадом начинает происходить что-то необычное, пастух может перестать жевать травинку. Даже он понимает, что есть смысл сэкономить внимание.

А почему водитель с телефоном так напряжен? Потому что вождение и телефон никак не хотят совмещаться: ни в обычном режиме, ни в голосовом. Просто обе эти задачи требуют нашего сознательного внимания, ни одна из них не может решиться автоматически. Вам надо подумать, прежде, чем ответить начальнику, и точно также вам надо постоянно присутствовать и думать о том, как управлять автомобилем. Одновременно — не получается.

При этом для прослушивания музыки по радио вам думать особо не надо — а вот серьезная передача уже будет «подъедать» внимание. Непринужденная беседа украсит вашу поездку, а семейная сцена может привести к трагедии. В этом случае лучше остановиться на обочине и выяснить все отношения перед тем, как ехать дальше. И все это вместе, конечно, касается не только вождения и дороги.

Вы сторонник безопасного вождения? Хотите управлять своей жизнью также? Тогда есть смысл разобрать все случаи своей многозадачности и раз и навсегда прекратить совмещать задачи, требующие повышенного внимания.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> Филипп Богачев