Лорна Уинг, одна из первых специалистов в области исследования расстройств раннего психологического развития, заметив, что аутизм отличается от других нарушений развития, разработала триаду нарушений при РАС.
Несмотря на то, что она является типичной для всех детей и взрослых с этим расстройством, не стоит забывать, что аутизм это целый спектр, который может проявляться по разному от человека к человеку. То есть, кто-то будет ходить в школу и говорить о поездах, кто-то будет повторять слова собеседника и готовить салат "мимоза" каждый день, а кто-то будет молчать и кусаться.
Итак, симптоматика аутизма:
1) Нарушение в сфере социального взаимодействия.
Их яркость проявлений зависит от того, насколько высокофункционален ребенок или подросток. Можно наблюдать:
а) безразличие к другим людям, отсутствие реакций и изменения поведения вслед за ситуацией.
— Тима, ты такой молодец, так хорошо чистишь картошку. Что ты готовишь?
— *молчание*
— Тима, что ты готовишь?
— *молчание*
б) пассивное принятие социального контакта. Если ребенок на контакт все же идет и является его зачинщиком, то это может принимать странные, шаблонные, заученные формы. При этом он не будет отслеживать реакцию собеседника (эмоции, отношение и т.д.)
— Как вас зовут?
— Дария, а тебя?
— *смотрит в стенку* МЕНЯ ЗОВУТ ДИМА Я УЧУСЬ ВО 2 КЛАССЕ ЛЮБЛЮ ФУТБОЛ СЮДА ХОЖУ ДАВНО Я ЖИВУ НА УЛИЦЕ В ДОМЕ НОМЕР У МЕНЯ ЕСТЬ КОШКА МОЕГО СОСЕДА ЗОВУТ МИША ОН ШУМНЫЙ И ЗАНИМАЕТСЯ ПЕНИЕМ
2) Нарушения в сферах вербальной и невербальной коммуникации.
Речь может отсутствовать вообще, или начать развиваться позже обычного. Если ребенок все же говорит, то могут наблюдаться эхолалия, аграмматизмы, буквальное понимание, неологизмы.
Например, ребенок может повторять слова за вами. Или, называть всех красивых девушек "нежной кофейной пенкой", потому что красивая девушка из рекламы использовала эту фразу.
Очень часто дети не говорят, потому что не понимают, что речь — это способ передачи информации, мыслей, желаний "во вне". В этом случае АВА-терапевтами используются карточки. Т.е. ребенок показывают карточку, ему что-то дают, подкрепляя действие. Начинает укореняться понимание того, что коммуницировать с окружающим миром все же можно!
У высокофункциональных подростков-аутистов в речи может наблюдаться некая формальность и даже помпезность: "Будьте так добры не утруждать себя поисками еще одной кружки, чаепитие мне сегодня претит".
Несмотря на то, что мимика и жесты аутистами считываются сложно, мы на практике все же используем какие-то расхожие жесты, типа поднятых вверх больших пальцев. Они простые, и их легче понять.
Также интересно то, что детям-аутистам можно говорить что-то прямо. Типа "убираем посуду — идем", "Тима, мой окно" и т.д., без окольных путей со всеми "как только...так, пожалуйста, если, а вот и т.д.". Многие из них тяжело воспринимают громоздкие предложения.
3) Нарушения в сфере воображения, выраженные в линейном мышлении, нарушении воображения, склонности обращать внимание на мелкие аспекты (ребенок не катает машинку, а смотрит как крутятся колеса). Наличие специальных интересов (ребенок может интересоваться только поездами, только компьютерами, только космосом). Также он может читать только книги определенной тематики, смотреть фильмы только определенной тематики и т.д. Т.е. несмотря на общую обширность познаний, выбор весьма жестко ограничен.
Перечисленные признаки являются весьма базовыми, однако достаточными для выявления РАС. Для диагностики также могут использоваться:
1) Нарушения сенсорной обработки информации, когда ребенок может обостренно ощущать слуховую/визуальную/тактильную информацию. Многие дети-аутисты ходят в шумопоглощающих наушниках, используют специальную сенсорную комнату, совершают определенные действия, чтобы снять сенсорный перегруз.
2) Может отсутствовать зрительный контакт
3) Особые умения и познания в определенных областях, при полном отсутствии умений и познаний в других областях
4) Проблемы поведения (которые зачастую являются последствиями сенсорного перегруза или стигматизации).
_______________________________________________________________________
Использованные источники:
http://www.aspergers.ru/node/112
https://www.autismspeaks.org/what-autism/diagnosis/ds..
http://www.lifeonthespectrum.net/blog/?page_id=762