Найти тему
Психологион

Творческая трудность Освободившихся: какую личность выбрать?

Легко жить, когда ты каждый день один и тот же: на вопросы «Кто я?» и «Кем мне быть сегодня?» есть четкий и однозначный ответ: «Будь тем, кем ты был вчера, кем ты был всегда и кем завтра, скорее всего, будешь». Постоянство и стабильность здесь, да, превращаются порой в засасывающее болото. Но какое же родное оно, свое болото! :)

А теперь представьте, что вы тот человек, который может легко быть разным. Захотели стать добрым и великодушным? — Не вопрос! Захотели стать цепким и жестким? — Да легко! Вы знаете, как менять личностные роли, вы владеете совершенно разными личностными навыками и можете тасовать их как вам заблагорассудится. Классно? — Ну, в общем-то, да. Но приготовьтесь и к невиданной вам доселе «проблеме»: когда вы можете быть любым, перед вами встает нелегкий выбор — а каким быть в данную минуту? Какую личность выбрать на сегодня? И на что опираться в своем выборе, если привычный алгоритм «будь собой» уже не срабатывает. Каким именно собой? А если все это многообразие — это тоже я, тогда какое «свое» выбрать сейчас, в этот момент?

И вот тут у неопытных людей начинаются терзания. Да-да, те самые люди, которые уже научились быть разными, оказываются как дети малые беспомощными перед простейшим выбором — «кем мне быть сейчас?», и терзаются, горемычные, привычным до сих пор для них вопросом «Кто же я на самом деле?».

Чтобы, с одной стороны, понять причину такой растерянности, а с другой стороны, чтобы понять ключ к решению этого вопроса, давайте посмотрим на «исторические корни» такой личностной ситуации с «трудностью выбора».

История про Личностные Костюмы, или Как человечек отвык от наготы личности.

-2

Родился человечек. Мальчик или девочка. Человечек голенький. В смысле, личностно голенький. На нем еще нет никакого костюмчика: дрыгает ножками да ручками, решает свои детские задачки про «молочка покушать» да «мир вокруг пощупать» и ни о каком выборе личностного костюмчика еще не помышляет. Зато родители помышляют. Они-то знают, кто у них родился: мальчик или девочка. И поэтому начинают родители потихонечку одевать ребенка в приличествующие его врожденному полу сначала матерчатые одежки («ой, как моему карапузу синенькая мальчуковая кофточка идет!»), а потом и в личностные («вы посмотрите, как она к куколке потянулась: ну, прям настоящая девочка!»). Малыш еще не все понимает, но потихоньку, помимо своего понимания, он оказывается одет в ролевой личностный костюм — «Мальчик» или «Девочка». И эти костюмчики, скроенные вначале по образцу, с каждым днем, месяцем и годом приобретают все более «индивидуальный стиль», скроенный по лекалам родных дизайнеров — мамы, папы, бабушек и дедушками и всех тех, кто к личностному костюмчику захотел приложить свои умелые руки.

Ребеночек растет, и его личностный костюм начинает обрастать подробностями: теперь это не просто костюмчики «мальчика» и «девочки», а усовершенствованные модели — костюм «Мальчика, которым восхищается мама» и костюм «Девочки, которую хвалит главная в семье бабушка» (например). В соответствии с этими костюмчиками ребенок учится вести себя «сообразно костюму». Ну, вы знаете, так же как «в смокинге в спортзал ходить не комильфо», так и в костюмчике «Мальчика, которым восхищается мама» нужно ни в коем случае на маму не кричать, уроки делать самостоятельно и только на пятерки, и вообще не перечить маме, а то она расстроится.

  • Забавно, да? Ребеночек, уже на этом этапе, когда начинает формироваться его самоосознание и его ум, получает готовую инструкцию о том, на основании чего должна создаваться его картинка личности, его «Я-образ» — на основании его Личностного Костюмчика, который ему заботливо сшили родные модельеры.

Маленькие детки — маленькие бедки. С малышами модельерам проще: одел личностный костюм и выпустил погулять, а ребеночек его и носит уже сам, не снимая, потому что привык, потому что себя уже с этим костюмчиком проассоциировал. Но ребеночек растет, и начинает с костюмчиком экспериментировать. Ну, знаете, как детишки, чтобы даже в школе, будучи в однообразной школьной форме, выделиться друг перед другом, начинают «причпокивать» к своей одежке разные модные фенечки: то ручкой что-нибудь разрисуют, то пуговицу оторвут, то что-то лишнее нашьют (особо умелые, да). И здесь опыты по «перемоделированию» личностного костюма воспринимаются Модельерами-Родителями по-разному: кто-то позволяет легкие шалости с изначальным кроем (и тогда ребенок пробует, экспериментирует, понимая, что и он сам может приложить руку к тому, что потом будет личностью на себе носить), а кто-то пресекает всякое творчество (ибо нефиг портить то, что умные родители пошили: носи и не выпендривайся).

А потом наступает пора, когда даже самые терпеливые «модели» отказываются носить то, что им сшили «родичи»: подростковый бунтарский возраст. Молодые люди выходят «в люди» (простите за тавтологию), и тут выясняется, что «родительский покрой» личностного костюма гож не для всех ситуаций и не для всех людей. «Ба, родичи, так вы меня обманули! Вы говорили, что в этом личностном костюме я буду вхож в любые приличные общества, а меня тут пнули, там косо посмотрели, и вообще сказали, что костюмчик мне уже мал и мне нужно расти, надевая что-то повзрослее!». И начинается глобальный перекрой.

  • Да, конечно, перекрой может быть и не глобальным, ибо мудрые родители, бывает, личностный костюмчик ребенку шьют не только под свои вкусы и удобства, а еще и на вырост, плюс с учетом требований других «модельных домов», с которыми взрослеющему ребенку предстоит соприкоснуться, пытаясь просоциализироваться. И тогда благодарное чадо не «режет» подаренный родителями костюм слишком уж кардинально, ибо если костюм хорош и производит нужное на людей впечатление — то почему бы его и не носить?

Но будем реалистами: большая часть родителей все же «шьет для себя», и поэтому бунтующие против «стилевого произвола родаков» дети сначала кромсают ставший тесным личностный костюм (отрывают рукава, делают дырки и всячески надругаются, заставляя родителей хвататься за сердце при виде искромсанных личностных тканей), а затем начинают «шить по-своему», оглядываясь на модные тенденции вокруг. Главная задача — «чтобы было круто и по-взрослому», и каждый, ориентируясь на это, шьет что-то свое, что «круто» в ближайшем окружении: кто-то начинает курить и материться, примеривая на себя костюм Крутого Бунтаря и Московского Озорного Гуляки, а кто-то начинает осваивать прикладную психологию, азы лидерства и эффективного общения, прилаживая к себе костюм Цивилизованного, Взрослого и Продвинутого Человека. Разные костюмы — разные сообщества. Повзрослевшие дети сбиваются в кучки с теми, на ком похожий личностный костюм, и наслаждаются «крутизной» и «правильностью» друг друга, косо посматривая на «чужие модельные дома», где личности одеваются иначе («идиоты: ну кто такое носит?» — думают все сообщества «новоявленных само-модельеров», глядя друг на друга).

Время идет, личностные костюмчики, претерпевшие изменения, понемножку устаканиваются. Люди вырабатывают «свой личностный стиль» и ассоциируют себя с ним. А заодно прилаживают к этому стилю свою жизнь: Крутые Байкеры бабочек не ловят и по театрам не ходят, а Яппи Золотая Молодежь беляши на улице не трескают и ниже определенного денежного уровня себе опускаться не разрешают, ибо не к лицу. Так и живут, вышивая себе узор судьбы таким образом, чтобы хорошо смотрелся с личностным костюмом. Когда-то этот узор доставляет удовольствие, когда-то оборачивается страданиями. Но, что самое интересное, при попытке изменить «страдательный узор» жизни, люди порой испытывают жуткий дискомфорт от «несоответствия себе», и тогда нужно либо костюм личности поменять (чтобы все было стильно), либо узор жизни плести по-другому (и тогда будет несоответствие привычному костюму). И то, и то, чаще всего, воспринимается людьми как «измена себе привычному», и поэтому отбрасывается как «неработающее». «Ладно, — думает человек, — Уж лучше я пострадаю, чем изменю своему привычному личностному костюму. Буду жить аутентично, буду собой». И шьет узор дальше.

А вот теперь — самое интересное. Бывает, у некоторых людей возникает сомнение: «А мой ли костюмчик? А что если примерить другой? Может, я просто этот другой костюм не умею носить? И дело тогда не в том, что мне костюм не идет, а в том, что к нему просто нужно привыкнуть!». И тогда люди проходят в изменении своего «костюмчикового» мировоззрения вот такие этапы:

1. Осознание, что личностный костюм — это не я. Это просто то, что я ношу. А носить я могу разное.

2. Примерка и освоение других личностных костюмов.

3. Соотнесение личностных костюмов с разными ситуациями: когда-то полезно надеть тренировочный костюм, а когда-то нужно надеть дорогой смокинг или вечернее платье. Личностные костюмы для нужной ситуации, а не поиск привычных ситуаций под привычный костюм.

И вот тут начинается самое жуткое. Стоит человек перед своим гардеробом и смотрит на все свое «костюмовое» богатство. Человек знает, что он может надеть любой из уже освоенных личностных костюмов, и в каждом из них будет чувствовать себя хорошо. Каждый из них он умеет носить, и каждый из них уже стал родным и понятным. Но тут взгляд останавливается на отражении своей голой личности в зеркале, и человек спрашивает себя — «А кто я?». В смысле, «а какой из этих костюмов — мой родной?». Этот вопрос возникает в голове по привычке. Ведь, вспомните, с самого детства ребеночку костюмчик надевали, рассказывая, как себя в этом костюмчике нужно вести и что нужно думать. И состояние «без костюма» — ой как непривычно! Человек настолько привык быть «одетым», что состояние «личностной наготы» воспринимается как «потеря себя». «Ой, я голый!» — это как «Ой, я никакой!».

Что же делать человеку? — Привыкать к себе голому!

Принять новую правду: «Я — это не личностный костюм. И я не обязан быть постоянно в каком-то костюме. Я „настоящий“ — это „Я без костюма“. Я — личностно голый. А костюм могу выбрать любой. Как выбрать? — Не на основании того, что к чему-то привык. А на основании того, что в жизни хочу сделать».

И тогда человек придумывает себе Большое Дело. Например, он решил, что будет Великим Путешественником. И тогда вырисовывается тот «модельный ряд», который будет составлять основу его личностного гардероба. Да, в любом случае, количество его костюмов будет больше чем один. Но это будет и не все многообразие из всего существующего. Скорее всего, в гардеробном чемодане нашего Великого Путешественника не будет отведено много места для нарядных смокингов или туфель на высоком каблуке (ибо в них неудобно путешествовать), но зато качественными и ладно скроенными будут разные теплые вещи, удобные горные ботинки, широкополая шляпа от палящего солнца и рюкзак с палаткой, миской, ложкой и кружкой. Может ли наш Великий Путешественник быть нарядным и в смокинге? — Да, и это он тоже отрабатывал, и в смокинге ему тоже комфортно. Но, в соответствии с выбранным Большим Делом, смокинг отошел на «задний план», уступив место более нужным костюмам.

Итого:

  • Отделитесь от личностных костюмов.
  • Привыкните к себе «голым».
  • Освойте костюмы разные.
  • Затем выберите Большое дело и решите, какие из костюмов вам пригодятся больше всего. Вот их и берите в дорогу.