В Греции есть все, - помните эту фразу? Тоже самой можно сказать про игру Duke Nukem 3D 1997 года. Пожалуй, если и существует список культовых компьютерных игр, то DN3D точно должен быть в верхних строчках списка, наравне с HOMM3.
Для любопытных: шутер работает на псевдотрехмерном движке Build, автором которого стал Кен Сильверман. Движок строит игровой мир из секторов, которыми могут быть назначены какие-либо свойства (движение, освещение, подводная среда и т.п.). Дюк не стал первой игрой на Build engine. В 1994 и 1995 годах были выпущены Legend of the Seven Paladins и Witchaven.
В более поздних версиях движка появилась поддержка прозрачной воды, объемных вокселей и прочих прелестей современных стрелялок (Blood, Redneck Rampager, Shadow Warrior…). Одной из последних изданных игр на движке Bulid стала World War II GI в 1999 году. Казалось бы, морально устаревший движок должен был окончательно отправиться в тираж, однако на волне увлечения олдскулом в 2016 выходит Duke Nukem 3D: 20th Anniversary World Tour, а в 2018 - Ion Maiden.
Естественно, это не было бы возможным, если бы не мощное комьютини дюка, благодаря которому появилась версия eduke32, поддерживающая динамическое освещение и полигонные модели.
Не маловажным для сохранения интереса к дюку 1996 года стал и провал DNF, которое было лишено всех названных выше особенностей.
Теперь о том, ради чего этот материал сочинялся. Чем отличается, скажем так, культовая игра от не культовой? Культовая может вбирать в себя знакомые нам символы, постоянно аккумулируя в себе что-то новое. В итоге получается универсальный комбайн из отсылок к масс-культуре, своеобразный музей, экспонаты которого бережно перенесены на одну платформу.
Естественно, они разной степени завершенности, но из доведенных до конца хочется отметить эти:
За время существования Дюка появилось просто гигантское количество модификаций и расширений и секрет тут прост:
1. Легкое освоение редактора игровых карт.
2. Простой доступ к игровым настройкам, которые содержатся в открытом доступе и открывается простым текстовым редактором.
3. Простой перенос готовых скриптов из одних модов в другие, добавление спрайтов и текстур.
4. Понятный современный мир, не обремененный каким-либо особым сеттингом и включающий в себя большое количество локаций.
Именно это и поддерживает жизнь в давно морально устаревшей игре.