Сегодня – красивые, но не самые популярные дома Москвы.
Казалось бы, они регулярно попадают то в один, то в другой рейтинг самых интересных зданий столицы. Но поскольку в Златоглавой настолько много самых разных диковинок, за лесом отдельные деревья теряются.
Дом Игумнова на Якиманке – потрясающий красавец. Сколь изысканный, столь и лукавый: хоть выглядит он древним, на самом деле это добрый молодец – построен всего в 1895 г. (для многих других городов конец XIX в. означал бы глубокую историю, но Москва – действительно старинная столица, поэтому 1895 г. тут – это «всего»).
Стиль тут как раз и использован вполне подходящий: псевдорусский. Как гласит предание, купец Игумнов потратил на сооружение этого особняка ни много ни мало – около 1 млн руб. (это и на нашим временам много, а уж по тем..!).
Кирпич для строительства был привезен из Нидерландов, а разноцветные изразцы из керамики, декорирующие фасад, изготовлены на фарфоровом заводе Кузнецова.
Игумнов дожил до Октябрьской революции. И сам, добровольно передал свой дом-шедевр в собственность советской власти. Большевики обустроили в здании клуб фабрики «Гознака», а затем открыли (по распоряжению Сталина, кстати) 1-й в Советском Союзе Институт переливания крови. В дальнейшем особняк попал в ведомство Института мозга. С 1938 г. он «перешел в руки» французов: сначала использовался для нужд французского посольства, а в последнее время стал официальной резиденцией послов Франции.
Вглядитесь во все эти шатры и арки, своды и колонны, кирпичную фигурную кладку, резьбу по дереву и белому камню, узорную решетку ворот, живописные разводы, цветную мозаику, металлическую ковку и литье...
Так и кажется, что построены эти хоромы были для богатых боярина с боярыней. Кстати, по неофициальной версии, дом был построен для любовницы, которая оказалась неверной, а потому была… замурована в стенах этого же дома… Надо думать, соответствующее привидение к дому прилагается…
Дом на Остоженке больше известен под 2-м названием, народным: «дом с рюмкой».
1-е название имеет вполне мирную основу: мол, крыша дома – это просто такой своеобразный купол в стиле псевдоготического модерна.
2-е название подпитывается более веселой историей. Так, поговаривают, что владелец дома купец Филатов, будучи пьяницей со стажем, в какой-то момент решил завязать с пагубным пристрастием и вместо узелков на запястье в качестве напоминания и одновременно зарока велел увенчать построенный на его деньги дом перевернутой рюмкой. Символ был максимально понятный: мол, «пива Шарикову не предлагать».
Кроме того, некоторые поговаривают, что дом построил не сам кутила, а его отец, который всеми правдами и неправдами старался вытащить сына из запоя и обещал подарить ему этот дом, если тот бросит пить, а символ на крыше поставил в назидание развеселому сыночку.
Причем, заметьте, Филатовы были староверами. А среди староверов далеко не верно положение «питие есть веселие на Руси»: старообрядцы за пьянство и курение вполне могли отлучить от церкви пожизненно.
Дом-теремок в 1-м Хвостовом переулке – это, выражаясь словами Остапа Бендера, «квази-уно-фантазия». Такой вот полет мечты архитекторов на тему русского узорочья.
Полюбуйтесь всеми этими многочисленными декорациями фасада, обаятельной башенкой на макушке дома, наличниками на окнах…
Этот стиль был популярен для домов бояр и купцов средневековой Руси, а также в исторических зданиях Серебряного века. На самом же деле это голимой воды… постмодерн.