Если к этому прибавить, что архитектор с изумительным мастерством сумел связать свое произведение с природой, с горой, которую оно увенчивает, то станет ясным, что тут мы имеем дело с мастером, исключительно одаренным и вполне созревшим для решения сложных художественных задач.
По своему плану, так же как и по конструкциям (купол на тромпах, опирающийся на стены), Джвари непосредственно исходит из творческих исканий архитекторов предыдущего времени и завершает эти искания. С другой стороны, он открывает собой ряд подобных же архитектурных композиций, из которых, в качестве примера, можно назвать Атенский Сион в живописной местности Горийского района, выстроенный в VII веке зодчим армянином Тодосом и очень близко стоящий к Джвари.
Детальное рассмотрение плана и архитектурных форм Атенского Сиона показывает, что зодчий, будучи в техническом отношении вполне зрелым мастером, проявил сравнительно мало творческой самостоятельности, а в некоторых случаях слепо следовал за создателем Джвари. По внешнему своему виду атенский храм несколько массивнее, чем Джвари, так как барабан купола тут шире. Фасады Атенского Сиона украшены многочисленными фигурными рельефами, распределение которых не подчинено единому, продуманному плану. Интерьер храма, кроме удачных пропорций и гармоничности, интересен замечательной росписью (более позднего времени, должно быть XI века), расчищенной специалистами несколько лет назад.
Следующий этап периода расцвета! древнегрузинской архитектуры представлен храмом в селении Цроми (Картли), выстроенным в тридцатых годах VII века, но сохранившимся гораздо хуже, чем два предыдущих памятника.
Являясь стилистически произведением того же порядка, что и Джвари, храм в Цроми по своему плану и по композиции фасадов значительно отличается от него. Самое существенное новшество, введенное архитектором Цроми, то, что здесь тяжесть купола перенесена на четыре свободно стоящих столба (тема эта в то время получает развитие и в других христианских странах). Три рукава креста — прямоугольны, и только с востока к прямоугольному рукаву примыкает полукружие собственно алтаря, по сторонам которого расположены самостоятельные приделы, имеющие входы как из храма, так и снаружи.
Большое внутреннее пространство храма еще более расширяется прибавлением западных хор, расположенных над нартексом и открытых внутрь здания. Ныне не существующий купол имел восьмигранный барабан и связывался с квадратным планом большими тромпами. Во внешнем оформлении Цроми, таком же сдержанном и компактном, как в Джвари, прежде всего привлекает внимание восточный фасад. Здесь, на грани центральной абсиды и боковых приделов, на плоскости стены, резко выделяются две ниши, трехугольные в плане и, повидимому, некогда украшенные скульптурами. Эти ниши, связанные между собой третьей, плоской, находящейся между ними, как бы отмечают внутреннее деление восточной части здания и в то же время создают декоративные пятна на широкой глади стены.
Распределение оконных и дверных проемов на западном фасаде создает четкий, легко воспринимаемый ритм. Так же продуманы и композиции остальных фасадов. Легкая резьба, украшающая окна и двери, сильно напоминающая народный орнамент по дереву, лишь подчеркивает отдельные архитектурные формы и придает особую красоту этим суровым стенам. Но особенно сильное впечатление производит интерьер этого полуразвалившегося, лишенного купола и почти всех сводов здания. Изумительная чистота мощной кладки, точность профилировки, широкий размах арок, глубоко прочувствованные пропорции волнуют зрителя.
Надабсидная конха храма была украшена мозаичной композицией, которая в сильно пострадавшем виде сохранилась До наших дней и в настоящее время находится в музее искусств «Метехи» в Тбилиси.
Очень близко по характеру к только что рассмотренным памятникам стоит крохотная церковь в селении Самцевриси (в нескольких километрах от Цроми).
Наполовину развалившаяся во время землетрясения 1940 года, церковь эта, датируемая также VII веком, стоит на гребне невысокого хребта, над широкой равниной, и видна со всех сторон на большом расстоянии. В плане она имеет вид простого креста с одной полукруглой (восточной) абсидой и тремя прямоугольными рукавами, причем контур креста вырисовывается также и снаружи. Особенностью ее интерьера является то, что подкупольные тромпы подняты выше окон барабана!; поэтому барабан только в верхней своей части получает восьмигранную форму, а ниже имеет квадратное очертание. Простые фасады здания (снаружи все рукава прямоугольны) украшены с большой сдержанностью. По своему редкому изяществу, по лаконичности и выразительности, по безукоризненному мастерству выполнения это здание является, несомненно, одним из лучших достижений грузинской архитектуры.