Оппозиционный режиссёр Алексей Красовский, получивший известность благодаря фильму «Коллектор» 2016 года с Константином Хабенским в главной роли, собрался реализовать новый проект. На сей раз интеллектуал из числа режиссёров в своём, с позволения сказать, творчестве решил отобразить тему блокадного Ленинграда. Фильм получил название «Праздник», а жанр его, судя по заявлениям создателя, значится «чёрная комедия».
"Как только был написан сценарий мы предпринимали попытки найти деньги на съемки обычным способом, стучась в двери больших студий, однако после скандалов вокруг "Матильды" и "Смерти Сталина" продюсеры не хотят рисковать, видя рядом с "блокадой" слово "сатира". Поэтому мы решили снять это кино сами", - так неполживый Красовский свою позицию.
В заявке на сбор денег приведен сюжет будущего фильма: "Блокадный Ленинград, 31 декабря. В загородном доме Воскресенских, живущих "на особом положении", собираются шесть человек и курица, которую некому приготовить. Раньше этим занималась кухарка, но ее у Воскресенских накануне забрали — снаружи наступили тяжелые времена, да и внутри ситуация тоже нелегкая: младший сын привел голодную девушку, старшая дочь незнакомого мужчину, за которого собирается замуж. До Нового года остались считанные минуты, а количество проблем растет снежным комом." Тут же Красовский объявляет жанр будущего произведения: "Как в этом не страшно признаться, но это комедия, местами черная, но чаще светлая и новогодняя".
Обозреватель газеты «Московский Комсосолец» Татьяна Федоткина искренне недоумевает, как можно в России снимать комедию на столь болезненную тему как для граждан России и стран бывшего СССР в целом, так и для переживших блокаду и их родственников в частности. Она пытается отыскать источники, которыми вдохновлялся «творец» при написании сценария, и вот, что попалось ей:
"Вот уже три дня я в стационаре горкома партии. Каждый день мясное - баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное - лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день... и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину... Я и еще двое товарищей получаем дополнительный завтрак: пару бутербродов или булочку и стакан сладкого чая... Война почти не чувствуется. О ней напоминают лишь громыхание орудий..."
Данные слова якобы написаны инструктором отдела кадров горкома ВКП(б) Николаем Рибковским, и подлинность их до сих пор не установлена.
«Ищешь информацию дальше. Вот другие дневники блокадников. Еда везде указана в граммах: дали "масло 10 граммов, хлеба 400 граммов", описывается питание в столовой Смольного "щи и котлета с вермишелью". Пытаешься тогда найти первоисточник, вдохновивший Красовского. Оказывается, отрывки из дневника Рибковского публикуются на основе статьи доктора философских наук Н.Н. Козловой. Ксерокопии дневника не приводятся. Дневник позиционируется как часть личного фонда И.И. Белоносова, хранящегося в Центре документации "Народный архив". Выясняется, что многие с энтузиазмом брались его разыскать - но, увы, безуспешно.» - пишет Федоткина.
Полностью с её заметкой можно ознакомиться здесь: https://www.mk.ru/social/2018/10/14/zachem-rezhisser-krasovskiy-reshil-snyat-chernuyu-komediyu-o-blokade-leningrada.html
С осуждением в адрес ещё не вышедшей в прокат картины поспешили выступить отечественные парламентарии.
«Считаю, что сама идея снять комедию на эту тему — уже кощунство и позор. Для многих поколений петербуржцев блокада Ленинграда — это сакральная, неприкосновенная страница истории нашего города», — заявил депутат от Санкт-Петербурга Сергей Боярский.
«В стремлении творческого самовыражения часто случаются перегибы, и мы становимся свидетелями появления столь неуместных экспериментов. Надеюсь, что воплотить его в жизнь не удастся. Как петербуржец, сделаю всё от меня зависящее», — добавил он.
Тем не менее, стало известно, что при благоприятном для режиссёра исходе его «творение» увидит свет в конце 2019 года. Главные роли в фильме исполнят Ян Цапник, Павел Табаков, Тимофей Трибунцев, Анфиса Черных и Алёна Бабенко.
Журналист интернет-издания Газета.ru Антон Борисов приводит в пример «Смерть Сталина» - комедию, в которой в сатирическом ключе «изобличаются» реальные явления, и что этот фильм английского производства подвергся в России цензуре за показ якобы «исторической правды». Подробнее: https://www.gazeta.ru/culture/2018/10/15/a_12021877.shtml?updated
Вот только труженик буржуазного издания забывает упомянуть, что «Смерть Сталина» основана на одноимённом комиксе, который Армандо Ианнуччи, британский режиссёр итальянского происхождения, и экранизировал, переработав мрачный сюжет в сатирическую комедию. Иными словами, комикс «Сметь Сталина» - это «мемасы про чекистов», которые расстреливают все подряд за просто так, и «занимательные истории», рождённые в руках советских интеллигентов и свихнувшихся западных графоманов.
Иронично другое: те же люди, которые отобрали лицензию у «Смерти Сталина», разрешили к прокату и показу такие «шедевры», как «Утомлённые Солнцем – 2», «Поп», «Четыре дня в мае», «Служу Советскому Союзу», «Снайпер», «Сталинград», «Риорита» и другие не менее «правдивые» произведения, вроде сериала «Штрафбат». Тем более, что в недавних фильмах, таких, как «Время первых», «Движение вверх» и «Салют -7» под видом героической истории зрителю подсовывают красиво снятую антисоветскую пропаганду, дескать, «всё в этой стране делается вопреки». Даже в отличном фильме «Двадцать восемь панфиловцев», деньги на которые собрали обычные граждане, прослеживается тема великорусского шовинизма, и даже убраны все красные флаги и упоминания фамилии «Его Сатанейшества», «Усатого Бугимэна советской интеллигенции», «усатого упыря с утончённым музыкальным вкусом» и «грузино-осетинского расиста» товарища Джугашвили. Чем обусловлены мотивы наших депутатов и долго ли ещё зритель будет «хавать» нескрываемую ложь про свою страну, остаётся только догадываться.
Отличную статью на тему измывательства над больными для наших граждан темами написала журналист «Интернет-газеты» Мария Горская. Полностью с её статьёй можно ознакомиться по ссылке: https://www.eg.ru/showbusiness/643177-komediya-o-blokade-leningrada-neumestnyy-hayp-na-chuvstvah-rossiyan-075524/
Но самую, на мой взгляд, правильную статью на этот счёт написал корреспондент «Московского Комсомольца» Дмитрий Стешин. Вот выдержки из его материала:
«Все это можно было принять за циничный хайповый троллинг «ваты» и «колорадов», но, режиссер, собирающий деньги на этот тяжелый бред, ссылается на «дневники Николая Рибковского», написанные 5 марта 1942 года инструктором отдела кадров Горкома ВКП (б):
«Вот уже три дня я в стационаре горкома партии. Каждый день мясное - баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное - лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день... и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину...».
На первый взгляд, цитата из дневников выглядит правдоподобно, прямо праведный гнев внутри поднимается. При более внимательном изучении отрывка понятно, что этот мифический пир описывал человек, повредившийся рассудком от голода, считающий хлеб в граммах. 300 граммов белого и черного хлеба в день…Икра, сыр, балык, пирожки, какао и вдруг - 50 граммов вина. И корюшка 5 марта, за полтора-два месяца до начала ее хода по Неве.
Не верю, что люди, взявшиеся за фильм «Праздник», потратившие на него уйму времени и денег, не насторожились. Возможно в «дневниках Рибковского» есть что-то «оставшееся за кадром», снимающее любые подозрения во лжи и недостоверности?»
«В разгул перестройки только Блокада Ленинграда оставалась неприкасаемой для новых пытливых «исследователей». Так, проскакивали какие-то пассажи про людоедство и состояния, нажитые спекулянтами в умирающем городе. Но любому вменяемому человеку было понятно, что случаи людоедства были единичными. А информация о спекулянтах попала в исторический оборот из архивов НКВД-КГБ, и эту мразь давным-давно прислонили к стенке. «Дневники Рибковского» стали самым настоящим подарком для тех, кто профессионально переписывает историю и раздвигает «окна Овертона». Во-первых, любопытно их происхождение. Впервые дневники опубликовали в 1998 году, отрывками. Ни ксерокопий, ни сканов этих дневников не печатали. Историки пытались найти Николая Рибковского. Известно, что с начала блокады он питался по «иждивенческим» карточкам, потом был прикреплен к столовой Смольного, но восстановиться «на жирных партийных харчах» не смог и был отправлен в стационар. С 1942 года в блокадном городе появились сотни таких стационаров для дистрофиков. Стационар на двадцать коек работал даже в гостинице «Астория».
Николай Рибковский не пережил блокады и умер в 1944 году. Этот факт уже ставит под сомнения описываемые Рибковским лукулловы пиры. Во-вторых, никто не видел оригиналов дневников, их не верифицировали специалисты. Известно, что дневники якобы хранились в Центре Документации «Народный архив», созданном на деньги Фонда Сороса в 90-х годах так называемым «прорабом перестройки» Александром Яковлевым. Архив состоял из «личных фондов участников диссидентских движений», что уже говорит о многом. Также для архива опрашивались сотни людей из разных социальных групп. По мнению специалистов, деятельность «Народного архива» напоминала так называемый «Гарвардский проект» - массовые и углубленные опросы «перемещенных лиц» из числа советских граждан, оказавшихся в Европе после Второй мировой. Исследователи из США изучали психологическую уязвимость советских граждан при масштабных катаклизмах – готовились к «холодной» и «горячей» войне.
В 2006 году «Народный архив» почему-то прекратил свое существование. Все сайты, на которых пытались размещать оцифрованные документы, давным-давно закрыты и снесены. Куда делась коллекция документов, неизвестно. Впрочем, «Народный архив» выполнил свою задачу – «Дневники Рибковского» стали историческим документом, реальностью. Только про них мало кто знает. Предполагаю, что задача «черной комедии» «Праздник» - закрепить в общественном сознании важную мысль – «пока вы умирали от голода, ваши командиры (руководители) обжирались». Стандартный ход военной пропаганды. В блокадном Ленинграде распространением «боевых слухов» занимался абвер, точнее – «Айнзайтцгруппа «А» сидящая в Гатчине.»»
Полностью статью можно почитать здесь: https://www.kp.ru/daily/26894.5/3938895/
А вот что пишет об идее фильма пользователь «Живого Журнала» под ником gala_gala15:
«Сам жанр в применении к ВЕЛИЧАЙШЕЙ ТРАГЕДИИ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ - уже вопиющ и оскорбителен, но это еще не все.
Судя по краткому анонсу, как видите, речь идет о праздновании неким советским чиновником в умирающем от голода городе - новогоднего праздника на широкую ногу.
И это - главное в омерзительной затее подонка режиссера. Те самые перестроечные байки, помните? Как Жданову возили спецсамолетами спелые персики в Ленинград, где люди ели ремни, крыс и обойный клей.
Ну, вы сами все знаете, я не стану описывать все ужасы, рождающие в каждом русском и бывшем советском человеке огромную боль и гордость за соотечественников, превозмогших ЭТО и выстоявших, победивших.»
Своим мнением на данный вопрос поделился и главред политического журнала PolitRussia Руслан Осташко: https://www.youtube.com/watch?v=_5n-x3d3BTE
Я целиком и полностью разделяю гнев предыдущих комментаторов. От себя добавлю следующую мысль: издеваться над нашей историей в любом смысле – кощунство. И здесь речь не идёт о свободе слова, совести, самовыражения и творчества. Речь идёт о банальном человеческом уважении к памяти умерших ленинградцев, не сдавших свой город врагу. Что бы не втирал нам либеральный «историк» Игорь Чубайс (брат автора преступной приватизации 1990-х Анатолия Чубайса) насчёт того, что, дескать, никакой блокады Ленинграда не было, а всё это – миф советской пропаганды.
Игорь Борисович, кстати, завсегдатай «Форума Свободной России», проходящего в Литве, на который съезжаются разного рода предатели и русофобы разных калибров: музыкант-предатель Артемий Троицкий, гражданская активистка, кавалер медали американского конгресса «За храбрость» Евгения Чирикова, светская львица Божена Рынська, беглый экс-депутат ГД РФ Илья Пономарёв, бывший адвокат Марк Фейгин, бизнесмен Евгений Чичваркин, контрабандист Альфред Кох и прочая сволочь. Подробнее об этих и других деятелях самопровозглашённой российской (и не только) интеллигенции можно почитать на сайте «Остров Позора», который организовал неизвестный патриот под ником Провокатор.
Ссылка на сайт: https://ostrovpozora.ru/
Антисоветчина и русофобия сейчас очень хорошо продаётся. Всё чаще в ней уличают видных деятелей искусства (чего стоит только эпос Никиты «Бесогона» Михалкова «Утомлённые Солнцем – 2»), а на некоторые из них, например, на фильм Звягинцева «Левиафан», даже выделяет деньги Министерство культуры Российской Федерации. Когда государство прекратит порочную практику спонсирования бездарных и ушлых «творцов», неясно, однако стоит пересмотреть политику выделения денег налогоплательщиков на фильмы сомнительного качества («Ночные стражи», «Танцы насмерть», «Тайна перевала Дятлова», «Защитники», «Кавказская пленница – 2» и пр.), так такие деятели, как Сарик Андреасян, Максим Воронков и Андрей Першин (Жора Крыжовников) моментально потеряют не только творческий запал, но и мотивацию к существованию.
В этой ситуации радует лишь одно – государство в лице Минкультуры и Фонда Кино сделало правильный шаг и не дало денег на данный кусок, с позволения сказать, творчества. Будем надеяться, что так будет с каждым, кто попытается воплотить на киноплёнку свой поток сознания, источником для которого послужили материалы общества «Мемориал» и «Радио «Свобода».