Женщины-летчицы во время Второй мировой войны были большой редкостью, в советской армии существовали три женских авиаполка: 588-й ночной легкобомбардировочный (знаменитые "Ночные ведьмы"), 587-й бомбардировочный и 586-й истребитиельный. Это было совершенно уникальным явлением в истории военной авиации, однако, в Румынии также существовала женская авиачасть - санитарная эскадрилья "Альба" - белая.
Самое интересное, что создана эта эскадрилья была по инициативе русской летчицы Надежды Руссо, дочери царского генерала Бржозовского. Она эмигрировала после революции в Румынию, вышла замуж за бессарабского землевладельца Александра Руссо и в 30-е годы стала первой румынской летчицей. Ее примеру почти сразу же последовали еще четыре румынских женщины: принцесса Марина Штирбей, Мариана Драгеску, Вирджиния Дуцеску и Ирина Бурная. В 1938 году женская пятерка принимала участие в маневрах ВВС Румынии, а после того, как в 1940 г. Красная Армия заняла Молдавию, по совету Руссо принцесса Штирбей добилась создание военной санитарной женской "Белой эскадрильеи" под эгидой румынского Красного креста.
После нападения Румынии на СССР эскадрилья "Альба" принимала активное участие в наступлении румынской армии под Одессой, эвакуируя раненых с поля боя. До конца 1941 года летчицы перевезли более 5000 раненых румынских и немецких солдат и офицеров.
В 1942 году эскадрилья "Альба" вошла в состав группы военно-транспортной авиации Румынии и вместе с ней была переброшена под Сталинград. Среди летчиц эскадрильи была и первая румынская женщина парашютистка Смаранда Брэеску. В ходе Сталинаградской битвы летчицы "белой эскадрильи", разделенной на два отделения, не только вывозили раненых, но и выполняли разведывательные полеты, несмотря на то, что на бортах их самолетов были красные кресты и по законам ведения войны заниматься подобным они не имели права.
После разгрома под Сталинградом в 1943 году эскадрилья "Альба" оказалась в Крыму, там итальянские кинематографисты совместно с румынами сняли игровой фильм "Белая эскадрилья", посвященный летчицам. Лента отправилась в Италию для озвучки и монтажа, но как раз в это время Муссолини был свергнут, страна перешла на сторону союзников по антигитлеровской коалиции и фильм хоть и вышел на экраны в 1944 году, но в очень обрезанном виде. К тому времени эскадрилья "Альба" покинула Крым и вернулась в Румынию, где была расформирована.
Всего в эскадрильи "Альба" служили 15 летчиц, за исключением,погибших в авиакатастрофе в 1940-м, они все пережили войну и многие дожили до очень преклонного возраста. Последней в 2013 г. ушла Мариана Драгеску.