Проблема механизации сельского хозяйства к 30 – м годам прошлого века в СССР стала очень остро. К тому времени в стране выпускалось уже несколько видов тракторов, но их количество было мизерным, к тому же колёсные проигрывали по проходимости гусеничным тракторам, и не могли работать во времена распутицы. Гусеничные «Коммунары», выпуск которых наладили в Харькове применялись по большей части на лесозаготовках и в строительстве железных дорог.
В 1929 году, во время рассмотрения плана на пятую «пятилетку» принимается решение о строительстве еще одного тракторного завода. Строить его решили в Челябинске, так как дальнейшая реформа сельского хозяйства подразумевала выращивание зерновых преимущественно в Казахстане, Заволжье, Зауралье, соответственно, строительство завода выпускавшего трактора недалеко от мест их дальнейшего применения было решением логичным.
За основу нового трактора традиционно взяли американскую разработку – трактор Caterpillar Sixty, мощностью в 60 л.с.
Гусеничный, соответствовавший всем основным требованиям, предъявляемым к будущему первенцу ЧТЗ.
Одним из важных требований была пригодность трактора к массовому производству на конвейере, из этих соображений, возможно, и пал выбор на Caterpillar, ведь их собирали по 6 тыс. экземпляров в год, трактор был несложный. Челябинский завод проектировался на мощность производства в разы большую, предполагалось выпускать до 30 тыс. тракторов в год, и ставить на конвейер желательно было конструкцию уже проверенную временем, но вместе с тем не устаревшую технически.
Caterpillar Sixty подходил по большинству параметров, но поставить его в чистом виде на конвейер не представлялось возможным. Необходимо было провести работу по переводу машины из дюймов в метрическую систему, заодно подобрать советские аналоги стали, подходящей для изготовления машины, ну и по ходу этого процесса конструкторы внесли ряд изменений в конструкцию, где-то её улучшив, где-то упростив и сделав более ремонтопригодной в наших условиях.
Работа по адаптации американского трактора была проведена в рекордно короткие сроки – всего сорок дней понадобилось коллективу инженеров. Работали круглосуточно.
В 1930 году Казимир Ловин, начальник строительства ЧТЗ и 40 советских инженеров выезжают в командировку в Детройт, США, где совместно с американскими специалистами компании Caterpillar занимаются проектировкой производственной линии ЧТЗ.
Строительство завода начинается 10 августа, и уже в ноябре этого года начинает работу опытно-экспериментальный цех. В начале 1931 года его ворота покидает первый трактор С-60. «Сталинец».
Пока основной завод строился, экспериментальная партия тракторов проходила испытания, в конструкцию вносились небольшие изменения, и 1 июня 1933 года на ЧТЗ официально стартует массовый выпуск самого массового на то время советского гусеничного трактора, который вскоре можно было встретить уже во многих уголках страны.
С-60 был высоко оценен и за пределами СССР, в 1937 году на международной выставке в Париже он получает Гран-При. Но об этих тракторах мир узнал раньше, в январе 1936 года. В конце 1935 года в водах Лены льды сковали транспорты, везшие разные грузы в Якутию, в основном продовольствие. Было принято решение перевозить грузы из вмерзших в лёд кораблей … тракторами. И они не подвели, пройдя более 2 тыс. километров в северных условиях грузы привезли. В начале 1936 года несколько груженных продовольствием С-60 прошли через перевалы Памира, доставив продовольствие в посёлок Муграб, испытывавший бедственное положение из-за непогоды.
Производился С-60 с 1933 по 1937 год., общий тираж составил 69261 шт.
Мощность трактора составляла 60 л.с., двигатель четырёхцилиндровый, карбюраторый с водяным охлаждением, работал на лигроине, это такой вид «тяжелого» бензина, а вот запускать мотор необходимо было на обычном бензине, запас которого был в отдельном небольшом бачке. Все цилиндры были отдельными, мотор был верхнеклапанный.
Сцепление – однодисковое сухое, коробка передач трёхступенчатая, вперед мог двигаться со скоростью от 3 до 6 км/час, назад – 2.2 км/час. Имелся шкив отбора мощности для стационарных установок.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru