В отряде имени Суворова бригады «Народные мстители» все знали юного разведчика Гену Занько. Он пришел к партизанам в четырнадцать лет, чтобы отомстить за гибель отца и мученическую смерть старшей сестры.
Жил Гена Занько в Минске. До войны окончил шесть классов 12-й средней школы. Война прервала учебу. В первые же дни оккупации города фашисты расстреляли отца, а в 1942 году погибла в Тростенце старшая сестра. Гена решил заменить отца и сестру. Но как это сделать, не знал. Помог случай.
В Минске свирепствовал голод. Больная мать не могла пойти по деревням, чтобы поменять кое-что из одежды на картошку и хлеб. Пошел Гена. В одной из пригородных деревень услышал о партизанах. С тех пор только и думал, как бы установить с ними связь. Теперь он охотно уходил из города — вдруг на этот раз повезет?
В конце концов он встретил партизан — группу бойцов из отряда имени Суворова. Им понравился не по годам серьезный мальчишка. Он внушал доверие. И партизаны дали ему первое задание: собирать в городе сведения о противнике, о перемещении воинских частей. Гена успешно выполнил поручение.
Потом не раз ходил из города на встречи с партизанами, а в 1943 году совсем ушел в отряд, где был зачислен во взвод разведки. Несколько раз он наведывался в Минск, неизменно доставляя в штаб ценные сведения, медикаменты, оружие.
Федор Никитич Малахов, бывший командир роты отряда имени Суворова, вспоминает:
«Хорошо помню Гену Занько. Был он маленький, юркий, подвижный паренек. А смешлив — до коликов доводил нас своими шуточками. Но когда требовалось, становился очень серьезным. Несколько раз участвовал в боевых операциях. Но в основном занимался разведкой. Часто ездил в Минск. В город везет яйца, сало, а оттуда медикаменты для отряда — покупал на вырученные марки. У гитлеровцев он не вызывал особых подозрений — уж больно маленьким казался, на первоклашку смахивал. И почти никогда не возвращался без пистолета, а то и двух-трех. Спрашиваем: «Где достал?» — «Стащил!» — отвечает со смехом. «Где, у кого?» — «У фашистского офицера, — говорит. — Повертелся вокруг него и стащил незаметно». Начинаем ругать его за это: мол, поймали бы, что тогда? Гена смеется: «Не поймают! Так бы я и дался им!» Крепко накажем, чтобы впредь был серьезнее, а он пойдет в город и снова с пистолетом возвращается. И еще похвалится: «Я осторожненько, в кино, в темноте. Ни одна живая душа не видела...»
Юный разведчик Гена Занько не дожил до Победы. Погиб он 30 июня 1944 года в бою с гитлеровскими карателями у деревни Таракановка Плещеницкого района. Там же, в Таракановке, и похоронен на партизанском кладбище».
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!