Не кидайте в меня шапками, дорогие коллеги, но не могу написать об одной... неслучайности, что ли. Натолкнул на эти рассуждения вот такой комментарий:
"Проработала в школе 35 лет. Могла бы работать ещё... НО! Школа "помогла" в разводе с мужем, сын как-то вырос без меня и в конце концов заявил (возникло непонимание друг друга): "Ты меня толком не видела, с другими детьми больше возилась. А что теперь от меня хочешь?" Проходя иногда мимо школы, каждый раз РАДУЮСЬ, ЧТО НЕ РАБОТАЮ. Приходят по 1-2 ребят на репетиторство. Нервы и душа в порядке".
Позже подоспело ещё мнение - на другую публикацию, но на эту же тему:
" И не правда, что у большинства учителей не сложилась личная жизнь, как правило, это женщины состоявшиеся во всех сферах жизнедеятельности, в том числе социальной".
Итак, я просто рассуждаю над тем, что наблюдала. Как учитель (по работе), учительский ребёнок (мои родители - преподаватели) и мама-учительница.
Конечно, кто-то может возразить: в нашем "не учительском" коллективе такое тоже есть. Возможно. Но если, к примеру, из шести учителей-филологов от 27 до 60 только у одной муж и дети, две разведены (по одному ребёнку есть), остальные - одинокие, к тому же пятеро вынуждены снимать жильё, а потому и брать много часов, как-то грустно становится. Потому что несчастливый учитель - это плохо.
Возьмём, к примеру, нашу школу. Женщины от тридцати и выше - ни разу не "сходившие" замуж, их предостаточно. Если кто и обрёл семью далеко после тридцати - таковых единицы. Много матерей-одиночек. Сознательно рожающих одного ребёнка "для себя". Разведённые тоже есть, но таковых меньше, чем одиноких. Немного математики. Если взять знакомых мне учителей за 100 процентов, то более-менее благополучных в плане семейной жизни будет меньше трети... И я не говорю сейчас о том, что это обязательно полные семьи - с мужем, детьми и квартирой. Потому что наполнение одно, а самоощущение - другое.
Как дочка учительницы, могу сказать: мне мамы хватало, наверно, потому, что в школе тогда не было огромного количества отчётов и прочей лишней дребедени. Продлёнку она не вела, и вторую половину дня, как правило, была дома... Но строга была и нередко вспыльчива - закрученные в пружину нервы нет-нет да и "взрывались". Зато в школе её любили за справедливость и сдержанность. Ну а папа-преподаватель, мягкий по характеру, маму понимал и принимал. Ей с ним повезло однозначно... Мои собственные дети как-то сказали, что я их своим учительством особо не напрягала, но здесь как раз вижу закономерность: была возможность работать долгое время на адекватное для меня количество часов. Когда были учебные годы с большой нагрузкой, желание было одно: дойти после уроков до дома и рухнуть на диван...
В одном из комментариев в моём канале было и такое мнение: хорошо, если учительница не заботится особо о средствах к существованию, её крепкий тыл - хорошо зарабатывающий муж, а работа - как ХОББИ (так и было сказано). Она не возьмёт много часов, будет работать в УДОВОЛЬСТВИЕ, и будет всем счастье...
Да, понимаю: все хотят, чтобы их детей учил самодостаточный, благополучный профессионал. Не загнанный в угол огромной нагрузкой, с железными, не расшатанными нервами, справедливый, доброжелательный, не несущий свои семейные, жизненные неурядицы в класс. Но где тот компромисс, который позволит найти золотую середину между своими близкими, личной жизнью и призванием всей жизни (или просто местом работы? ведь и такое бывает...)?