7,6K подписчиков

Абхазские повести - Последний из ушедших

761 прочитал

Одновременно с тем, как я начала интересоваться историей Абхазии, очень привлекло меня чтение книг абхазских авторов.

Для себя все что было прочитано, я разделила произведения абхазской литературы на несколько типов, это:

  • исторические произведения
  • книги, написанные в период советской власти
  • документальные повести и статьи о войне 1992-1993 годов
  • художественные произведения о событиях Отечественной войны народа Абхазии

Из исторических произведений наверно самым ярким и .... можно назвать роман выдающегося абхазского поэта, народного поэта Абхазии - Баграта Шинкуба - "Последний из ушедших".

Памятник автору - Б. Шинкуба в центре Сухума
Памятник автору - Б. Шинкуба в центре Сухума

Это потрясающий роман о трагической судьбе убыхов, вынужденных покинуть свою родину во время русско-кавказской войны.

От имени ученого-лингвиста Шараха Квадзба, автор рассказывает о том периоде в истории, когда убыхи и абхазы, поверив уговорам своих правителей и обещаниям султанов Турции, погрузившись на турецкие корабли целыми семьями, покинули родную землю.

Это была середина 19-го века. Причиной этого стала царская Россия, развязавшая Кавказскую войну.

Шарах Квадзба, едет в командировку в Турцию, где несколько раз встречается с последним носителем убыхского языка, пережившим изгнание с родной земли - Заурканом Золаком.

Старый Зауркан рассказал Шараху, как происходило все в те страшные годы.

Одновременно с тем, как я начала интересоваться историей Абхазии, очень привлекло меня чтение книг абхазских авторов.-2

Понятно, что благодатная земля, где располагаются нынешняя Абхазия, российский Сочи и прилегающие территории, приглянулись русским правителям. Но как можно было поступить так бесчеловечно, чтобы где хитростью, а где и грубой силой, просто взять и выгнать со своей земли людей, которые жили здесь веками, которые любили и почитали свою землю как родную мать?!

Одновременно с тем, как я начала интересоваться историей Абхазии, очень привлекло меня чтение книг абхазских авторов.-3

И вынуждены были люди уйти, они оставили свои очаги, хранимые издревле отцами и дедами, кто то не смог оставить чужакам и сожгли свои жилища... Пешком, взяв с собой кое что из вещей и утвари, они шли к морю, мужчины, старики, женщины с младенцами...

Они ушли в неизвестность...

Покидающий свою землю (фото из сети Интернет)
Покидающий свою землю (фото из сети Интернет)

Они брали с собой маленькие мешочки с родной землей, на тот случай, если не придется больше увидеть родной берег, так хоть горсть родной земли можно будет рассыпать на своей могиле... Оставшихся на берегу лошадей стреляли, т. к. не было сил оставить их на голодную смерть...

Одновременно с тем, как я начала интересоваться историей Абхазии, очень привлекло меня чтение книг абхазских авторов.-5

Больше половины из них не доплыли до берегов Турции, потому что умерли в пути... А те кто все же добрались, были жестоко обмануты, они не получили на чужбине ни жилья, ни еды, ни работы... И стали появляться на пустынном турецком берегу убыхские и абхазские могилы... Десятки семей смогли выжить и как то устроиться. Десятки! Из нескольких тысяч.

Одна сцена прощания Зауркана с со своим конем Бзоу чего стоит...

"Мы вышли на широкую поляну, где я иногда джигитовал на нем по вечерам, и он,
радуясь, стал крутиться вокруг меня, натягивая уздечку.
— Мой верный Бзоу, сколько раз ты спасал меня от гибели, а теперь погибнешь от моей
руки, — сказал я и заплакал, прижавшись к шее коня.
Потом снял уздечку и погнал его по полю. У нас уже было всенародно решено, что наши
кони, так же как и мы, не должны попасть в руки врага, и пусть каждый, кто вырастил
коня, сам его и застрелит.
Я взвел курок пистолета и положил палец на спуск. Бзоу не отходил от меня, пасся рядом,
помахивая своим длинным красивым хвостом.
«Мне было бы легче, если б волки разорвали его на куски», — подумал я, все еще не в
состоянии выстрелить.
Наконец, прицелясь в ухо коню, я спустил курок".

Если Вам понравилась статья, оценивайте,подписывайтесь, делитесь с друзьями в соцсетях!

Также будет интересно прочитать статьи моего блога:

Абхазские фильмы - Софичка
В Сухумском театре
10 шедевров Сухумской набережной