Как они работают, на защите чьих прав стоят и как с ними договориться
Одним из кошмаров кадровиков должна быть встреча с представителями госинспекции труда. Казалось бы, эта государственная организация должна стоять на защите трудовых прав граждан. Но зачастую выходит так, что они защищают интересы кого угодно, только не граждан.
Нельзя сказать, что и со всеми работодателями представители госинспекции «дружат», но, часто, при первой возможности подружиться, легко на это идут.
Ну а как еще объяснить обилие нерадивых работодателей?
Вы думаете, местные госинспекции не знают, что творится на местном рынке труда? Прекрасно знают.
В чем сложность открывать объявления о работе и мониторить на наличие дискриминационных фактов при приеме на работу; мониторить зарплату, указываемую в объявлении и подаваемую работодателем в официальных отчетах? Думаю, сложности нет, было бы желание.
Но желания этого нет, потому что орган этот государственный, по сути, на местах, они выполняют задачу губернатора области: если стоит вопрос о непоступлении в местный бюджет налогов по з/п, то госинспекция по труду будет «что-то делать», так как ей необходимо будет отчитаться за выполнение этой задачи. Поэтому, если приходит работник в госинспекцию по труду с жалобой на задержку зарплаты, эта проблема становится приоритетной, инспекторы начинают громко рапортовать о ходе этого дела.
Остальные жалобы рассматриваются тоже, но не с такой охотой.
Например, вы написали жалобу, госинспекция по труду в течение 30 дней рассматривает эту жалобу, госинспекторы несколько раз вам еще позвонят, чтобы уточнить, не передумали ли вы; если, к их сожалению, нет - организуется проверка работодателя, выносится постановление работодателю об устранении выявленных нарушений, у работодателя достаточно времени подчистить всё или, как говорится, «устранить замечания» и вуаля, конфликт чаще всего исчерпан. Госинспекция пишет обратившемуся ответ, что, мол, так и так, мы все сделали со своей стороны, если вас что-то не устраивает до сих пор, то конфликт с работодателем вы можете решать в суде. Всё, мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Лень? Возможно. Это же государственная структура.
А может быть, страх. Ведь чем меньше город, тем сложнее найти работодателя, не имеющего отношения к депутатам областной думы. И как вы понимаете, дружить с ними намного удобнее и приятнее, чем с недовольными сотрудниками.
Кроме того, часто и отделы кадров не просто сидят и перебирают бумажки, как многим кажется. Они тоже не прочь подружиться с госинспекцией. Кроме того, наличие теплых отношений с представителями проверяющих органов часто является преимуществом при трудоустройстве на кадровую работу. Поэтому, если начальник отдела кадров дружит с госинспекцией, то при поступлении жалобы, госинспектор в первую очередь звонит в отдел кадров и рассказывает, как можно разрулить ситуацию.
А что вы думали? Кому кадровики покупают подарки к Новому году и несут как ошалелые подарочные пакеты в немалом количестве?
А плановые проверки работодателей? Такие, о которых работодатель узнает в начале года, на официальном сайте госинспекции труда. Проверка плановая - все равно, что не проверка. Потому что работодатель имеет достаточно времени провести аудит и исправить большинство «ошибок».
Резюмируя все вышесказанное, хочу отметить, что госинспекция труда давно перестала быть чем-то вроде гаранта соблюдения трудовых прав в нашей стране. Она больше про умение дружить с кем выгодно дружить.
Вплоть до того, что в некоторых регионах, это взлетная полоса для удовлетворения материальных потребностей и карьерных амбиций государственных служащих.
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал.
Нас пока мало, но мы - в тельняшках ;)