Лу́ций Корне́лий Су́лла – человек, взнуздавший римское государство и задавший вектор его внутренней и внешней политики на многие века. По сути он стал идеологом императорской формы правления, хотя сам этого и не понял.
Сулла выдвинулся как способный офицер и талантливый военачальник под руководством Гая Мария в войнах с африканцем Югуртой, в Греции, с Митридатом IV, с германцами и в Союзнической войне. Марий, известный армейский реформатор и полководец, победитель кимвров и тевтонов и прочая, ревновал к успехам подчиненного и старался «задвинуть» его на вторые роли.
Конфликт личных интересов был налицо, но он получил и политическую подоплеку. К началу I столетия до н.э. римские владения уже достаточно разрослись. Был повержен Карфаген, римляне ступили на берега Африки, Греции и Малой Азии, были подчинены греческие полисы и племена Испании. Италики (население Апеннинского «сапога») посчитали себя обиженными в привилегиях. Их приравняли к жителям вновь приобретенных территорий, а они хотели иметь права римских граждан. Марий пытался провести закон, уравнивающий италиков с римлянами, чтобы расширить круг своих сторонников. Сулла был против.
Это была первая полномасштабная гражданская война, в которой обе стороны отметились крайней жестокостью к противникам. Как Гай Марий, так и в свою очередь Сулла утопили Рим в крови своих врагов. Марий проиграл и закончил бесславно. Итогом его знаменитой военной реформы было то, что легионы теперь подчинялись в первую очередь своему полководцу, а не сенату. Но первым воспользоваться этим преимуществом сумел именно Корнелий Сулла.
Захватив власть в 82 году до н.э., он объявил себя бессрочным диктатором с правом «казнить смертью, конфисковать имущество, основывать колонии, строить и разрушать города, давать и отнимать престолы». Самая мрачная страница его правления – проскрипции. Таблички с именами подлежащих ликвидации вывешивались на форуме. Их убийцы и доносчики получали щедрую награду (40 кг серебра), укрывателей обреченных казнили. В списки вносились как личные враги Суллы, так и просто богатые граждане. Он и его сторонники сделали себе на этом «бизнесе» огромные состояния. Большинство жертв казнили на Марсовом поле через «усекновение главы». Отрубленные головы выставлялись на рострах – месте выступлений ораторов, место для «митингов», в общем. Считается, что погибло около ста сенаторов и 2,5 тысячи всадников.
Итогом правления Суллы стало укрепление власти оптиматов, высшего сословия, и усиление роли легионов во внутренней политике. Всеми своими действиями он хотел сохранить «республиканскую» власть сената, а на деле заложил предпосылки ее гибели. Под проскрипции чуть не попал молодой тогда Гай Юлий Цезарь. За него вступились влиятельные покровители, и Сулла им сказал: «Ладно, но знайте, он – гибель дела оптиматов, в этом юноше таится много Мариев». Через четыре года после прихода к власти Луций Корнелий отказался от диктаторства и умер в мучениях от неизвестной болезни (как пишут древние – «его загрызли вши»).