В рамках программы обновления военно-морского флота по заказу министерства обороны на российских верфях строятся, в том числе, и сторожевые корабли ближней морской зоны – корветы. Сейчас в разной стадии готовности находятся корабли сразу трёх проектов: 20380, 20385 и 20386. Чем это вызвано – в рассказе ТГД.
Проект 20380
Разработкой проекта 20380 занималось петербургское ЦМКБ "Алмаз". Строительство кораблей ведётся на Северной верфи и Амурском судостроительном заводе.
Головной корвет проекта 20380 "Стерегущий" вошёл в состав Балтийского флота в феврале 2008 года. Всего в настоящее время флот принял на вооружение уже пять кораблей проекта 20380. Ещё столько же находятся в разной стадии готовности на верфях.
Корветы данного проекта предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы.
Что касается основных характеристик, то длина корвета проекта 20380 составляет 104,5 м, ширина – 13, осадка – 7,95 м. Полное водоизмещение достигает 2200 тонн. Максимальная скорость – до 27 узлов. Корабль способен ходить на расстояние до 3500 морских миль.
Проект 20385
Проект 20385 является модернизированной версией проекта 20380. Отличия заключаются в использовании другого, более современного вооружения. В частности, корабли проекта 20385 получили ракетный комплекс "Калибр-НК".
Первоначально Северная верфь планировала построить девять кораблей модернизированного проекта, однако в дальнейшем их число сократилось до двух. Сейчас корабелы достраивают корветы "Гремящий" и "Проворный".
По словам генерального директора Северной верфи Игоря Пономарева, головной корабль проекта 20385 "Гремящий" должен выйти на заводские ходовые испытания в ноябре 2018 года, с плановым сроком сдачи в октябре 2019 года.
Проект 20386
Проект 20386 стал следующим шагом эволюции проекта 20380. По сравнению с проектом 20385 здесь изменился состав вооружения. В этот раз конструкторы из "Алмаза" решили выбрать сбалансированный вариант, уделив больше внимания автоматизации – на корабле используются роботизированные комплексы.
Головной корвет проекта 20386 "Дерзкий" корабелы Северной верфи заложили в 2016 году. Передача флоту запланирована на 2021 год.
От коллег "Дерзкий" будет отличаться скоростью и увеличенной дальностью плавания. Также представляет интерес применение технологий снижения заметности ("стелз"). Так, надстройка корабля будет выполнена из композиционных материалов, изменится геометрия надводной части корабля.
Водоизмещение корабля проекта 20386 выросло до 3400 тонн. Длина и скорость немножко "подросли": до 109 м и 30 узлов. А вот дальность плавания выросла значительно: до 5000 морских миль.
Причины разнообразия
На вопрос, зачем столько проектов корветов, гендиректор Северной верфи Игорь Пономарев отвечает, что проект 20380 – это корабль морской прибрежной зоны. А проект 20385 выходит уже на морскую и океанскую зону "как по конструктиву, так и по оружию". В целом, все три проекта (20380, 20385 и 20386) решают разные задачи, уверен корабел.
Впрочем, глядя на активное строительство корветов и малых ракетных кораблей, которые изначально разработаны для ближней морской зоны, некоторые наблюдатели опасаются грядущего сворачивания присутствия России в дальней морской и океанской зоне. Этот сегмент должны были заполнить фрегаты "адмиральских" серий проектов 11356 и 22350, но у них возникли сложности со сроками сдачи из-за срыва поставок двигателей и неготовности вооружения.
Ещё один аргумент в пользу прогноза о снижении активности ВМФ РФ на дальних подступах – отсутствие в программе строительства кораблей морских тральщиков. В настоящее время по заказу ВМФ производятся только базовые тральщики проекта 12700 "Александрит".
Впрочем, на это в главкомате ВМФ заявляют о повышении универсальности кораблей. А также о том, что решение о создании кораблей большего водоизмещения будет приниматься на основе опыта эксплуатации уже имеющихся.