Каждый год осенью легендарный российский писатель Виктор Пелевин, который последние годы предпочитает скрываться от публики, выпускает новую книгу.
В этом году на суд читателей представлен роман "Тайные виды на гору Фудзи", в пережеванном виде рассказывающий о популярных трендах. На этот раз Виктор Олегович выбрал стартапный бум и воинствующий феминизм, скрестив их. В итоге получилась новая книга, приправленная фирменными буддийскими штучками, которых от него многие ждали. Считается, что он один из главных российских писателей, который может писать про буддизм в адаптированном виде.
Раньше я этого не понимал или не обращал внимания, увлеченный сюжетом. Но из года в год модель построения романа не меняется. Автор ищет самые резонансные темы, которые занимают наши умы, и доступным, а местами и не очень, языком рассказывает о них общественности со страниц книги. Получается такой полуфабрикат. Ты вроде бы купил еще не готовое блюдо, но уже и не сырое. Он за тебя его уже немножко переварил. Остальное надо додумать и прийти к выводу самостоятельно. Писатель наталкивает на определенные мысли. И если раньше это было в новинку - пиар и реклама 90-х, дискурсы и денежные кровососы нулевых, чекисты и хипстеры десятых годов нового века, то сейчас стало откровенно утомлять. Во всяком случае меня.
Из последнего у Пелевина я прочитал "Лампу Мафусаила или крайнюю битву чекистов с масонами", которую я рецензировал здесь, и новинку "Тайные виды на гору Фудзи". В обоих случаях я совершал над собой усилия в самых зубодробительных местах.
И если после последней прочитанной книги я взял паузу с новыми работами Виктора Олеговича, то начитавшись лестных отзывов о прошлогоднем "IPhuck", решил сейчас дать шанс новой книге. Вдруг я заблуждаюсь, и Пелевин переродился новым шедевром. Но круг сансары еще не провернулся. И лепешка на земле еще не стала бабочкой.
Не случилось. Размышляя о потраченном на книгу времени, полагаю, что мог бы использовать его на что-то более полезное или занимательное.
Суть моих претензий к роману "Тайные виды на гору Фудзи" сводится к тому, что я в очередной получил от автора истины, которые знает любой образованный человек, интересующийся происходящим вокруг.
Мировой бум стартапов в России свелся к попыткам получить госфинансирование или продать себя большому инвестору, а потом гори оно все синем пламенем? Так разве ж это новость. Горе-предприниматели ищут, как бы облапошить кого-то из списка Forbes? То же. Тут Виктор Олегович не удивил. Он красиво обрамил эту историю, придав ей философского лоска, размышлений о природе счастья, но в целом-то общий замысел был понятен сразу. Видишь стартапера - морально готовься к какому-то подвоху.
Отдельным моментом, который и раньше меня в его книгах напрягал, является описание измененных состояний, как в случае "Фудзи" - путешествие по буддийским Джанам.
Только если раньше я думал, что это я что-то не догоняю, то теперь понимаю,что это автор больше мутит воду.
Я до сих пор отчетливо помню момент, хотя прошло уже больше 15 лет с момента прочтения, когда Вавилен Татарский из "Generation П", наевшись галлюциногенных грибов в лесу бегал вокруг пня и разговаривал с Че Геварой. Мне до сих пор не нравятся такие сцены в книгах Пелевина. И не нравятся не своей неправильностью, нет, а размышлениями которые в них присутствуют.
Но кого-то наоборот именно эти, псевдофилософские размышления, и прельщают в романах писателя.
Набросил на вентилятор Пелевин и в случае с другой темой, являющейся частью нового романа - крайне радикальным феминизмом. Думаю, что делал он это сознательно, чтобы собрать хайп, как сейчас модно выражаться. Он прекрасно мог предугадать реакцию феминистского сообщества, которое в книге показывают в не очень приглядном виде. В своей новой книге он в лучших традициях сатиры их жестко высмеял, применив излюбленный конспирологический прием, объединив в тайное общество. Пускаться в подробности в эту тему я не буду. Но когда я какие-то вещи читал дома вслух, описывая как одна из героинь книги добивается желаемого, выходило по меньшей мере неловко, хоть и смешно в доведении темы до абсурда.
Если отбросить всю фантасмагоричность книги, я не могу не отметить, что Пелевин мастерски увязал все эти темы в добротно сложенный роман, инкрустировав многими тонкими наблюдениями о современном российском обществе. За этим видна рука большого мастера, коим он и является.
Но рекомендовать его новую книгу к обязательному прочтению я все же не могу.
Если вы такой же ретроград и испытываете светлые воспоминания о его ранних работах, то советую обратить свое внимание на следующую новость.