Найти тему
Гуру Архитектуры

Развитие темы тетраконха в архитектуре храмов Грузии

В VI веке еще продолжали строить базилики, но на первое место выступила тема центрально-купольного храма, связанная с вековыми строительными традициями и ставшая основной темой грузинской культовой архитектуры всех последующих веков. Все эти, небольшие по размеру, постройки VI века объединены общностью решения плана: центральный квадрат, крытый куполом или сомкнутым сводом на тромпах, и четыре рукава по сторонам этого квадрата.

Характерно то, что купол опирается не на отдельно стоящие столбы, а непосредственно на стены. Тип этот представлен несколькими вариантами: в селении Дзвели Гавази (Кахети) мы видим типичный тетраконх (четырехабсидный храм) с четырьмя подковообразными абсидами по сторонам подкупольного квадрата, причем внешний вид здания с выступающими полукруглыми объемами является «буквальным» повторением внутреннего плана.

Церковь эта неоднократно восстанавливалась и переделывалась, вплоть до начала XX века пристроен трехсторонний обход, значительно изменен барабан купола, стены здания, как изнутри, так и снаружи, покрыты штукатуркой). Многие церкви эпохи являются образцами другого варианта центрально-купольного здания: полукруглая абсида имеется только с одной — восточной стороны, все же остальные рукава — прямоугольной формы. Внутренний крестообразный план заключен в четырехугольный или крестообразный внешний абрис. Центральный квадрат обычно перекрыт сомкнутым сводом, который начинается непосредственно над тромпами.

Дальнейшее развитие темы тетраконха мы видим в большом кафедральном храме середины VI века в селении Ниноцминда, в 35 — 40 километрах от Тбилиси. С целью расширения подкупольного пространства строитель Ниноцминды срезал углы центрального квадрата и между четырьмя основными абсидами, по диагоналям, вставил еще четыре помещения своеобразной формы и несколько меньших размеров. В одном из этих помещений, повидимому, находилась крещальня, другие скорее всего предназначались для женщин и, возможно, для оглашенных.

-2

Помещения эти имели по две абсиды, а снаружи были очерчены такими же полукруглыми стенами, как и главные абсиды храма. Получается звездообразный план. Храм имел семь входов — по одному в каждой абсиде (кроме алтарной) и в каждом угловом помещении. Основным источником света являлись три окна алтарной абсиды вместе с окнами купола. Остальные абсиды также имели окна (по одному), тогда как угловые помещения получали свет только из центрального пространства и из дверей. Таким распределением освещения храма архитектор подчеркивает значение алтаря, подчиняет угловые, затененные помещения абсидам и достигает гармоничности в восприятии всего внутреннего пространства. Внешние массы здания, состоящие из чередующихся больших и малых цилиндров, так же как в Гавази, просто повторяют внутреннее распределение. Художественно законченного фасада мы и тут не имеем, хотя с восточной стороны, где зодчий, видимо, в связи с наличием трех окон, придал абсиде граненую форму, заметны робкие попытки в этом направлении.

Ниноцминдский кафедрал, много раз восстанавливавшийся в прошлом, в настоящее время представляет собой развалины. Перекрытия провалились, но, по-идимому, центральное пространство было покрыто сомкнутым сводом. Стены храма сложены из квадров зеленоватого цвета!