Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Топ-пять идеальных советских ремейков

В Голливуде умеют делать ремейки. В Европе — не умеют делать ремейки. В современной РФ тем паче не умеют делать ремейки. А вот в Советском Союзе умели их делать. Причём, есть такие фильмы, которые хороши и в первом прочтении, и во втором — например, «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая и всё тот же классический сюжет Марка Захарова — прекрасны и во многом дополняют друг друга. У того и у другого есть свои поклонники, а многим нравятся оба и сразу. Но сегодня мы поговорим о ремейках, которые оказались намного лучше первого варианта, причём настолько, что некогда популярный фильм практически полностью исчез из эфира.

«Сослуживцы» (1973) VS  «Служебный роман» (1977-78).
«Сослуживцы» (1973) VS «Служебный роман» (1977-78).

1. Сейчас мало кто вспоминает телевизионную версию под названием «Сослуживцы» (1973). Пьесу активно ставили в театрах и вот в начале 1970-х сняли на плёнку телефильм с участием артистов Театра им. В. Маяковского. Текст — тот же. Картины — те же. Но совсем иной дух — всё спокойно, камерно и как-то уныло. Верочка и Шурочка — никакие, ну, и остальное — тоже. Не так! Типично и однопланово. Без драйва. Хотя, в детстве я очень любила эту вещь. Но после «Служебного романа» (1977-78) смотреть это невероятно скучно.

 «Бесприданница» (1936) VS «Жестокий романс» (1984).
«Бесприданница» (1936) VS «Жестокий романс» (1984).

2. Ещё одна удача Эльдара Рязанова — превращение надоевшей пьесы в настоящее культовое кино. Довоенный фильм «Бесприданница» (1936) с очень красивой Ниной Алисовой (тут она подражает Вере Холодной) не идёт ни в какое сравнение с «Жестоким романсом» (1984) — настоящим шедевром постмодернизма. Киносюжет-1936 — набор штампов, масок и жестов. Предсказуемые реакции. Классовая суть угнетателей. Все — сволочи. Лариса — жертва. У Рязанова акценты расставлены чуть иначе, а глав-подонок Паратов совсем не отвратителен. Да и купцы — вполне приятные ребята.

«Слуга двух господ» (1953) VS  «Труффальдино из Бергамо» (1976).
«Слуга двух господ» (1953) VS «Труффальдино из Бергамо» (1976).

3. Вряд ли кто-нибудь сейчас вспоминает первый киновариант пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ» (1953), поставленный на Ленфильме с участием питерского БДТ. Кстати, здесь всё гораздо более аутентично, чем в мюзикле «Труффальдино из Бергамо» (1976), созданном в том же Питере, но по преимуществу с ведущими исполнителями Театра музыкальной комедии (Райкин и Гундарева — засланные казачки). И, как в случае с «Сослуживцами», вещь 1970-х оказалась искромётной, забойной, современной и - «народной». По праздникам тоже крутят, хотя и реже, чем фильмы Рязанова.

 «Красные дьяволята» (1923) VS «Неуловимые мстители» (1966).
«Красные дьяволята» (1923) VS «Неуловимые мстители» (1966).

4. Кстати, о засланных казачках. В 1920-1930-х годах был страшно популярен детско-приключенческий фильм «Красные дьяволята» (1923). Его упоминает в своих произведениях Юрий Нагибин — в качестве одного из любимых зрелищ предвоенной детворы. Отличий от «Неуловимых мстителей» (1966), созданных по той же самой повести Павла Бляхина, довольно-таки много и главное — состав героев. В фильме 1923 года - Миша, Дуняша и чернокожий уличный акробата Том Джексон (у Бляхина он был вообще китайчонком Ю-Ю). «Красные дьяволята» - остроумный, динамичный сюжет с типично голливудскими трюками, но... после «Неуловимых...» оно — никак.

 «Золотой ключик» (1939) VS «Приключения Буратино» (1975).
«Золотой ключик» (1939) VS «Приключения Буратино» (1975).

5. И ещё один хороший детский фильм 1930-х, ставший после пересъёмки 1970-х абсолютно неактуальным. Разве что в качестве интереснейшего эксперимента по совмещению в кадре актёров и кукол. Это - «Золотой ключик» (1939), в котором нынче всё кажется утомительным и неостроумным, а спасение кукол ...полярным лётчиком смотрится по меньшей мере дико. Просто его затмил двухсерийный теле-шедевр «Приключения Буратино» (1975) с великолепной музыкой и отличной игрой взрослых и — юных артистов.

Зина Корзина (с)