Кто это? Многие назовут Ломоносова. Некоторые, основательно покопавшись в запасах эрудиции вспомнят Татищева. У меня своя версия.
Считаете ли вы математику наукой? Многие не считают. Премию Нобелевскую, к примеру, по математике не дают. Но если для вас математика - наука - тогда знакомьтесь - Ки́рик Новгоро́дец (1110 — не ранее 1156/1158) — математик, мыслитель, писатель.
Кирик для своего времени был человеком ученым потрясающе. Как он выглядел, мы, кончено, не знаем, но знаем, что он обладал значительными знаниями в математике, геометрии, астрономии, философии, знал несколько языков, профессионально занимался богословием, риторикой, музыкой.
Столь большой универсализм появился не на пустом месте. Мальчиком Кирик был послушником Антониева монастыря, где вероятно учился у самого Антония Римлянина, который, скорее всего был выходцем из Европы и образование получал где-там.
Повзрослев и преуспев в учении. наш на Кирик стал заведовать библиотекой (огромной базой знаний) и возглавил местный хор.
Кирик, скорее всего, получал образование по западному образцу того времени - Квадривиуму, предполагавшему системное изучение по четырем направлениям: арифметике, геометрии, астрономии и музыки.
Эти занятия позволили в двадцать шесть лет написать ему великий научный труд - Кириково учение, имже ведати человеку числа всех лет или же - Учение о числах.
«Учение о числах» считается древнейшим русским научным трактатом по математики и астрономии. Посвященный проблемам летоисчисления, труд явился пособием для вычисления пасхалий, что по тем временам было чрезвычайно актуальной темой.
Другое известное сочинение новгородского ученого - «Вопрошание Кириково». Этот труд, написанный в форме диалога, имеет правоведческую составлявшую. Кирик пытается здесь сопоставить и примирить церковные нормы с реалиями светской жизни.
По сути, вероятнее всего, это было реальное интервью с архиепископом Нифонтом, которое Кирик записал и дал свои варианты понимания спорных вопросов.
Спрашивал я, стоит ли давать причастие тому, кто в Великий пост соединяется со своей женой. Разгневался Нифонт: «Неужели вы учите, — сказал,— воздерживаться во время Поста от женщин? Грех ваш в этом». Я сказал: «Написано, владыко, в уставе белого духовенства, что хорошо бы [правило] соблюдать, ведь это Христов Пост. Если же не могут, то в первую неделю или в последнюю [надо воздерживаться]. И Феодос, сказано, от митрополита услышав, так написал». — Так не написал,— сказал [Нифонт], — ни митрополит, ни Феодос. Только лишь [в] воскресенье Светлой Седмицы — праздник, а на Светлой неделе все дни как воскресенье. Если кто-то так сделает, запрети это делать снова. А если кто-то захочет причаститься в воскресенье, пусть омоется с утра в субботу и снова вечером в понедельник к жене.
Сказал я ему: «Если, владыко, одни открыто водят наложниц, и дети от них родятся, а другие тайно живут со многими слугами (рабынями), что лучше?» — «И то и другое плохо»[, — ответил Нифонт].
«А [ещё я прочитал, что] если в воскресенье, субботу или пятницу ляжет человек [с женой], и зачнет она дитя,— то ребёнок будет либо вором, либо блудником, либо разбойником, либо трусом, а родителям — епитимья 2 года».— «А такие книги, — сказал Нифонт,— нужно сжечь».
Как мы видим философа интересуют вполне жизненные вопросы))
Спасибо, что читаете меня на Дзене и смотрите на ютуб мой канал . Пожалуйста подписывайтесь и ставьте лайк, если вам нравятся мои статьи и видео. Это стимулирует автора на создание новых интересных публикаций.
Роман Посторонний)