Сегодня расскажу о человеке который первым создал целый отдел-студию в корпорации Дженерал Моторс, который занимался только дизайном автомобилей. Звали его Харли Эрл. Нет, конечно же дизайнеры и кузовные ателье существовали и до него, но, он первым поставил это на поток и создавал не единичные экземпляры авто.
Харли Эрл родился в 1893 году в Голливуде. Свои первые прототипы он создал уже в 16 лет, вылепив из глины модели автомобилей для своего младшего брата. В 18 он начал работать с отцом(изначально компания отца занималась гужевыми повозками, однако позднее резко изменила род деятельности став производить кузова на заказ) и создавать эксклюзивные модели для, только только появлявшихся, звезд Голливуда. Им хотелось иметь машины не похожие ни на что. Даже когда отец Харли продал бизнес, Эрл продолжал творить и создавать эскизы и готовые экземпляры. Дилер Дон Ли (компания именовала Дон Ли Коач энд Боди Вокс) торговавший исключительно Кадиллаками сделал Эрла сначала дизайнером, а потом и управляющим фирмы. Именно тут Эрл создал 100(!), я не оговорился именно 100 моделей Кадиллак непохожих друг-на-друга.
В 1921 году настал, как казалось, его звездный час. Президент Кадиллак Ричард Коллинз заметил работу Харли и встретился с ним, попросив для начала изготовить 16 макетов для моделей которые можно было бы показать дилерам. Он сделал их к сроку, но увы, фортуна переменчива. К моменту завершения работы Коллинз уходит из Кадиллак и машины не покидают Лос-Анджелеса. Новый глава Кадди Лорен Фишер хоть и был сторонником продавать машины с уже готовыми кузовами, тем не менее решил встретиться в Эрлом. И тот произвел на него впечатление. Фишер хотел создать нечто новое, по своим габаритам, мощности и оснащенности это нечто могло бы занять нишу между громадными Кадиллаками и Бьюик. И в 1926 году Эрла приглашают в Джи Эм, где он создает первый маленький Кадиллак Ла Салль(об этом авто я расскажу отдельно). После фурора в США и даже в Европе(машину показали в Париже) Харли получает предложение возглавить отдел Дженерал Моторс Арт энд Колор Селекшн, в который Харли тут-же набирает 50 перспективных молодых дизайнеров.
Они занимались всеми марками, чего стоят разработки Шевроле 1928, или Бьюик 29. Но самое большое признание принес отделу и самому Эрлу Кадиллак V16 показанный в 33 на всемирной ярмарке в Чикаго.
Харли Эрл был действительно гениален. Он проработал в компании Дженерал Моторс с 1927 по 1959 и его подразделение Арт энд Колор Селекшн, которое можно перевести как «искусство и цвет» стало делать и разрабатывать не только действующие модели, но и создавать концепт-кары. В частности первый в истории автомобилестроения концепт Бьюик Уай-джоб. Про эту машину я уже рассказывал, ищите в ленте.
Но давайте оставим автомобили, ведь за сухими цифрами и названиями моделей нельзя понять что же это был за человек, как ему удавалось на протяжении многих лет удивлять мир новыми разработками. При этом создавать не только концепты, но и действующие модели.
Двухметровый, эксцентричный, независимый Харли Эрл любил эпатировать людей. Он необычно одевался, и необычно себя вел. При этом сотрудники характеризовали его как деспота. Все дело в том, что он, при всей кажущейся доброжелательности, действительно был необычайно требователен к людям и к себе. Работа стояла у него на первом месте. Как я читал в воспоминаниях историка Майкла, Ламма Эрл был к тому же еще полон предрассудков, очень боялся потерять бразды правления и повредить своему положению в компании. Тем не менее, только он мог видеть в людях талант и приглашать их в фирму. Кстати, именно они сыграли в дальнейшем значительную роль в истории автомобилестроения. Я просто перечислю тут их имена — Гордон Бэриг(он в последствии воплотил в металле модель Корд), Джон Тьярда(позднее он станет делать Линкольн и Паккард), Фрэнк Эшли(именно он создаст для Форд их буревестника или Тандеберд), Бил Митчел(он сделает ряд выдающихся моделей для Дженерал Моторс и даже сменит Эрла на посту шефа дизайнера корпорации.). Ну и конечно же нельзя не вспомнить Верджина Экснера в 50-е годы возглавившего дизайн студию Крайслер. Но вернемся собственно к Эрлу. Тот же Майкл Ламм писал про Эрла, что тот сумел объединить «технологии, искусство и даже душу автомобилей».
Именно Эрл первым распорядился помимо чертежей создавать трехмерные макеты из пластилина(сначала это были уменьшенные копии, в последствии их стали делать в натуральную величину). Так удавалось серьезно экономить при последующем производстве. Раньше чертежи просто переносились на лекала, что затрудняло технологические процессы. Харли придумал и воплотил в жизнь идею — парад прогресса. Два года подряд он собирал на завтраки ведущих бизнесменов мира и показывал им новые разработки. Именно из этих завтраков родилась ежегодная выставка Моторама, проводившаяся в отеле Валдорф, а потом экспонаты колесили по всей Америке. Глава Джи Эм и сам Эрл считали, что модельный ряд необходимо обновлять ежегодно. Смешно звучит сегодня не правда ли.
Конечно же именно Эрл придумал показывать не только действующие модели, но и концепт-кары. В общем, он действительно был гением. Правда многие считают, что он не являлся отменным дизайнером.
Впрочем имя Харли Эрла навсегда вошло в анналы автомобильной истории. Предвидеть будущее дано не каждому. И многое из того что показывала студия Эрла мы можем увидеть лишь сейчас, по прошествии многих лет. Лично я считаю, что он намного опережал свое время.