Силовая установка американской компании Pratt & Whitney PW1400G, разработанная для перспективного самолёта МС-21 прошла сертификацию в США, в этом же году она должна получить документы о соответствии российским стандартам. Параллельно идут испытания ещё одного мотора для МС-21 – ПД-14.
Это будет первый гражданский и полностью отечественный двигатель, который разрабатывается в современной России. На него авиастроители возлагают большие надежды, всё-таки планка установлена высокая. Новая силовая установка должна потреблять на 15% меньше топлива, чем модели предыдущего поколения, а её эксплуатация будет обходиться дешевле процентов на 17.
Над новым ПД-14 трудятся несколько предприятий, основные – завод «Пермские моторы» на котором налаживают серийное производство и компания «Авиадвигатель» – разработчики. Это первая полностью российская силовая установка для среднемагистральных пассажирских лайнеров, созданная в России за последние 20 лет. Благодаря ПД, предприятия осваивают новые технологии и материалы.
Композитные материалы – это прежде всего снижение веса, а значит улучшение топливной экономичностикак двигателя, так и самолёта, а создаётся ПД-14 по современным безбумажным технологиям проектирования. Первые шесть моторов испытывали на земле, двигатель под номером 7 установили на самолёт летающую лабораторию Ил-76ЛЛ.
Четыре двигателя Ил-76 позволяют ему не бояться возможного отказа или неисправности одного из них, кроме того, у самолёта отличная грузоподъёмность, значит, на него можно установить измерительное оборудование, а в случае с Пд-14 ещё и усилить часть крыла.
Это специальный самолёт, у которого усилено левое крыло для того, чтобы подвешивать двигатель значительно больший, чем штатный Д-30КП. Летающая лаборатория способна испытывать двигатели весом до 9 тонн и тягой до 25 тонн.
Лётчики-испытатели двигатель не жалели, ПД-14 гоняли во всех возможных режимах, включали и выключали во время полёта, учитывали более тысячи различных параметров. В ЛИИ им. Громова двигатель прошёл первый этап испытаний, впереди предстоял новый цикл тестов и в небе, и на земле. Этап лётно-инженерных испытаний закончили в сентябре, потом было написано заключение о готовности двигателя для постановки мотора на МС-21 и затем начнётся этап сертификационных испытаний.
Кстати, седьмой двигатель полностью собран уже не в КБ, а на заводе, для этого предприятие «Пермские моторы» переоснастили под новые задачи. Было получено несколько десятков единиц новейшего оборудования, которое внедрили и запустили в производство, в этом году также ожидается новая волна технического перевооружения.
Заказы на ПД-14 ожидаются масштабные, особенно если учесть его универсальность, мало того, что двигатель сделан с расчётом на разные модификации МС-21, он также подходит и для других самолётов и не только для самолётов. На базе газогенератора ПД-14 можно создать линейку газотурбинных установок для газотранспортной промышленности и энергетики и как более дальний прицел, создание двигателя для судов и вертолётов. Цель проекта ПД-14 завоевать более 10% рынка турбовентиляторных двигателей в классе тяги от 7 до 18 тонн.