Бизнес фрилансера строится на репутации, и отзывы едва ли не единственный очевидный и всем понятный способ ее создать и поддерживать. Это прекрасно понимают и клиенты: они уже либо опирались на них, принимая решение вас нанять, либо успели посожалеть, что их нет или мало, и надо принять на себя больше рисков, чем хотелось бы. Поэтому вряд ли ваша просьба поделиться впечатлениями о сотрудничестве покажется кому-то нескромной или неприличной. Вы сами-то что думаете и чувствуете, когда автоответчик колл-центра банка или провайдера связи просит на 5 секунд задержаться на линии и оценить работу оператора? Лично я негодовала всего пару раз: когда мою проблему не смогли или не захотели решить. Понятно, к чему клоню?..
Чаще всего люди, которые остались довольны сотрудничеством, искренне собираются оставить отзыв, но то кони поскачут, то избы загорятся, то пятница настанет… Поэтому желательно, конечно, не просто вскользь где-нибудь бросить про то, что отзыв был бы кстати (кстати, «кстати» очень неестественно и натянуто смотрится в такой просьбе — вроде как: «не то чтобы мне было это важно, просто вот подумалось вдруг», — и делает просьбу уделить пару минут личного времени выпрашиванием будто бы незаслуженного чего-то). Желательно отдельным письмом или сообщением дать свою обратную связь — мол, было приятно, задачи ставите четко, претензии формулируете аргументированно, вот бы все так, буду рад(-а) еще — и попросить поделиться впечатлениями по ссылке (здесь ссылка, по которой откроется форма ввода отзыва). Т.е. не просто послать человека пусть и в известном ему направлении, а самостоятельно инициировать обмен впечатлениями — заказчикам тоже доброе слово приятно, им тоже нужна хорошая репутация — а потом взять за руку и отвести куда надо.
И нет ничего страшного в том, чтобы напомнить о себе, если человек так и не дошел с первого раза. В случае с биржами, например, таким напоминанием может быть ваш собственный отзыв (не спешите писать его первым, пускай остается запасным инструментом — рычагом, но обязательно напишите, когда получите свой). Я, например, где-нибудь раз в полгода рассылаю запросы через LinkedIn (запрещенная в России социальная сеть), многие пишут со 2-3 раза, и разве что извиняются, что замотались, забыли и не отписались сразу.
Да, очень рекомендую полученные отзывы скринить, копировать, а с особо лояльных заказчиков брать бумажные версии и/или договариваться, что при необходимости они выступят вашими рекомендателями. Времена нынче беспокойные: сегодня вы можете дать ссылку на биржу или социальную сеть, а завтра биржа закрыла отдельные разделы в бесплатной версии или ее саму прикрыл Роскомнадзор.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, будем на связи!