4-ый класс. Звенит звонок на урок. Дети встают около своих парт. Стоят, но несколько человек успокоиться не могут. Они возбужденно общаются между собой, толкаются, смеются. Проходит 2 минуты, 3…, 4…., 5…. Никто им замечание не делает, а я уже от этих замечаний устала. Посудите сами, каждый день и перед каждым уроком одно и то же! Я сижу записываю, кто мешает, затем их всех вызываю к доске с дневниками. Наступает тишина. В классе, но не у доски. Трое их шести вызванных продолжают баловаться.
- И так, слушаем заданное наизусть стихотворение! Паша! (начинаю опрос с вызванных к доске)
- Я не повторил.
- Начинаешь отвечать, или ставлю два! ( Молчание) Открываю дневник, ставлю неудовлетворительную отметку, пишу замечание о том, что мешает работать.
-Артем! (….) Два!
-Эрик! (…) Два!
У доски притихли. Все шестеро получили заслуженные отметки и примолкли, предвкушая реакцию родителей.
- Дети, вот из-за этих товарищей урок будет продлен на 10 минут, которые мы потеряли. Если я успею всех опросить, то отпущу вовремя, кроме шестерых, стоящих у доски. Они останутся после уроков и будут учиться себя вести.
До шестерых пока еще не совсем доходит сказанное и они весело крутят своими головами. Опрос проходит быстро. Класс старается. Замечания отсутствуют. Со звонком я подхожу к двери, наученная опытом сбегания из класса наказанных детей, и начинаю отпускать учащихся домой. Шестерка заволновалась.
Как же! Сбежать не удастся! Учитель, как собака стоит в дверях и не выпускает!
Кто-то встал по стойке смирно, кто-то в наглую собирает вещи и идет напролом. Ха! Нет, ты наказан! Взбешённый ограничением, начинает кидать стулья. Нет! Ты наказан! Садится на парту, недовольный случившимся. Встал! Ты наказан! Берет швабру и замахивается на меня: «Вы не имеете права!» Стоп! Ты наказан! Понимая безвыходность начинает плакать. Стой! Ты наказан! Начинает говорить, что ему на танцевальный и он опаздывает. А мне все равно! Ты наказан! Никто не уйдет отсюда, пока не покажет мне, как стоят у доски наказанные учащиеся! И снова: « Вы не имеете права!». Открываем правила для учащихся и начинаем учить обязанности учеников! Шестерка пригорюнилась. Наступила тишина и только хлюпание носом слышится в классе. Нарушители дисциплины что-то начинают понимать.
Да я их и не держала-то долго…. Минут 15… Отпустила, предупредив, что завтра будет то же самое если…
Вопрос в другом.
Почему это дети четвертого класса знают, ЧТО я не имею права делать…
И не знают, ЧТО не имеют права делать они сами!