Прием №6. Вознаграждайте читателя: интересным стилем повествования, примерами или историями
Чтобы читатель начал читать текст, его (в смысле читателя) нужно зацепить. Обычно цепляет тема, или заголовок статьи, и тот погружается. Самое простое, что может сделать читатель – бросить чтение, если авторский стиль покажется ему скучным или информация – пустой. От этого не застрахован ни один писатель или автор. Вспомните, сколько раз вы бросали чтение только потому, что от введения хотелось спать или, дойдя до середины текст, вы понимали, что где-то уже это читали?
Вознаграждать читателя – значит заботиться о нем на протяжении всего текста, целой статьи.
Первое вознаграждение – внятный заголовок. Второе – понятное введение. Третье – логичная структура; далее – заключение, подзаголовки, нумерованные списки, графика. Это всё лирика; об этом знает каждый автор.
Как заставить читателя продолжить чтение?
Рассказать историю или что-то подробно описать.
Существует целое направление «сториттелинг», которое учит объяснять на конкретных примерах. Это может быть целый абзац-история или одно предложение, и это точно не оставит читателя равнодушным.
Что рассказать? Короткую историю с реальным героем. Правда, он может быть выдуманным:
«Гоша купил электробритву до того, как прочитал эту статью, и был сильно разочарован в покупке.»
Или вполне реалистичным: историческим, мифическим или современным персонажем. Я советую почитать одноименную книгу Аннет Симмонс, чтобы узнать о сторителлинге больше.
Забота о читателе выражается в описании какой-то подробности особенно, если тема статьи – техническая или скучная сама по себе. Предлагаю прочитать выдержку из книги Роя Питера Кларка (именно она вдохновила меня на создание этого блока):
«Параграф об инженерных системах, например, содержал бесконечное описание пассажирской двери: как пятьсот деталей «скреплялись 5900-стами заклепками». Когда мой интерес к инженерии стал иссякать, я наткнулся на такой текст:
«После остановки в Монреале в прошлом сентябре, «757» полетел в Англию с пассажирами и официальной делегацией «Боинга» на борту. Во время полета утка ударилась в стекло кабины пилота — что иногда случается. «Обычно это не проблема, — говорит Лес Бервен, второй пилот на рейсе, член Федерального Авиационного агентства. Единственное, что случилось: утка превратилась в желе и соскользнула со стекла». Стекло не разбилось, но «Боинг» хорошо знал, что этого не могло произойти, потому что лобовое стекло прошло через серию «куриных тестов». Боинг слегка тушуется при упоминании «куриных тестов» и указывает, что они необходимы по требованиям Федерального Авиационного агентства. Вот, как это происходит: «Живой, двухкилограммовый цыпленок получает дозу анестезии и упаковывается в тонкий пластиковый пакет, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление. Упакованная птица помещается в пушку со сжатым воздухом. Цыпленок выстреливается в лобовое стекло лайнера со скоростью 360 узлов, и стекло должно выдержать удар. Говорят, это очень «запачканный» тест. Дюймовое стекло, из двух слоев пластика, не всегда остается неповрежденным. Но оно не должно треснуть. Тест проводят в разных условиях: стекло охлаждают жидким азотом, цыпленка выстреливают в центр стекла или ближе к краям. «Мы даем „Боингу“ выбор, — шутит Бервен. — Они могут использовать тушку весом в 4 фунта2 на скорости 200 миль в час, или курицу в 200 фунтов3 на скорости 4 мили в час».
Пример не самый добрый, но у читателя формируется доверие к автору, как к создателю действительно уникального текста, ведь наверняка он не знал раньше о подобного рода испытаниях, которому поддаются боинги и неповинные бройлеры.
Вознаграждение – это «золотые монеты» в тексте, которые читатель бережно собирает.
Чем ещё можно его зацепить?
Маленькой сценкой, необычной подробностью или цитатой.
Где уместны эти приёмы:
· в информационной или развлекательной статье;
· в продающем тексте: письме, коммерческом предложении;
· в тексте «о компании»;
· почти везде.
Цитата – это не обязательно философская мысль; это может быть высказывание руководителя компании (если говорить о коммерческом, продающем тексте), известной личности: писателя, актера, политика (и любой личности, упоминание о которой гармонично вписывается в текст).
Прием №7. Делайте текст информативным и, если нужно, коротким
Это касается информационных статей вроде «Как подготовиться к полету с ребенком» или что-то выбрать.
Читателям надоели пустые статьи, в которых обещания интересной информации сменяются одним на другое.
Лонгриды хороши, когда информация в них – уникальная, свежая, когда материал – авторский (об этом ещё не писал никто!). Лонгрид лонгриду рознь: это может быть материал на 6 000 символов или 16 000 символов. Истина каждого их них кроется в информативности.
Если вы сможете сократить свой лонгрид с 6 000 до 3 000 без потери сути, сокращайте.
Если пишите материал, который отвечает на вопрос «Как?», давай те ответ в самом начале – в 1 или 2 блоке (после 1 или 2 подзаголовка). Бывает, что сделать это невозможно.
Рассмотрим на примере: как выбрать пластиковые окна.
Я, как автор, не смогу дать ответ на этот вопрос одним и даже тремя предложениями, пока не расскажу, из каких параметров складывается этот выбор. Я расскажу о строении окна: профиле, стеклопакетах и фурнитуре. Коротко.
Потом могу описать, как выбрать пластиковые окна для городской квартиры или дома, для дачи или загородного дома, для квартиры на юге или севере страны. И всегда это будут разные окна.
Ещё лучше создать серию статей о том, как выбрать пластиковые окна: для квартиры в спальном районе, квартиры в центре города, для частного дома и дачи.
Прием №8. Используйте заголовки
Заголовки и подзаголовки разделяют статью на короткие части, каждая из которых имеет свое вступление, основную часть и заключение.
Нет точной рекомендации, на сколько тысяч символов должен приходиться заголовок. Но есть одна истина – уловить структуру статьи легче, если она разделена на озаглавленные части.
Придумывать заголовки можно на любом этапе создания статьи, хоть в самом начале, когда создаёте план статьи, хоть в конце, когда редактируете её.
Что писать в (под) заголовке?
Краткое описание блока, вопрос, на который тот отвечает, или что-то ещё, что расскажет читателю о содержании.
Прием №9. Режьте
Сокращайте статью, чтобы сделать её точной, информативной и более короткой. Не бойтесь отсекать целые абзацы и даже блоки, если понимаете, что без них можно обойтись.
Я до сих пор боюсь сокращать тексты, чтобы сделать их короткими и емкими, чтобы позаботиться о читателе и подарить ему время. Признаюсь, только учусь.
Режьте не только по-крупному, но и по мелочи: убирайте части предложения и лишние слова (в основном наречия). Так читателю будет интересно в вашем тексте; он не будет раздражаться и отвлекаться на ненужные слова, чтобы уловить смысл статьи.
Прием №6. Вознаграждайте читателя: интересным стилем повествования, примерами или историями
Чтобы читатель начал читать текст, его (в смысле читателя) нужно зацепить. Обычно цепляет тема, или заголовок статьи, и тот погружается. Самое простое, что может сделать читатель – бросить чтение, если авторский стиль покажется ему скучным или информация – пустой. От этого не застрахован ни один писатель или автор. Вспомните, сколько раз вы бросали чтение только потому, что от введения хотелось спать или, дойдя до середины текст, вы понимали, что где-то уже это читали?
Вознаграждать читателя – значит заботиться о нем на протяжении всего текста, целой статьи.
Первое вознаграждение – внятный заголовок. Второе – понятное введение. Третье – логичная структура; далее – заключение, подзаголовки, нумерованные списки, графика. Это всё лирика; об этом знает каждый автор.
Как заставить читателя продолжить чтение
Рассказать историю или что-то подробно описать.
Существует целое направление «сториттелинг», которое учит объяснять на конкретных примерах. Это может быть целый абзац-история или одно предложение, и это точно не оставит читателя равнодушным.
Что рассказать? Короткую историю с реальным героем. Правда, он может быть выдуманным:
«Гоша купил электробритву до того, как прочитал эту статью, и был сильно разочарован в покупке.»
Или вполне реалистичным: историческим, мифическим или современным персонажем. Я советую почитать одноименную книгу Аннет Симмонс, чтобы узнать о сторителлинге больше.
Забота о читателе выражается в описании какой-то подробности особенно, если тема статьи – техническая или скучная сама по себе. Предлагаю прочитать выдержку из книги Роя Питера Кларка (именно она вдохновила меня на создание этого блока):
«Параграф об инженерных системах, например, содержал бесконечное описание пассажирской двери: как пятьсот деталей «скреплялись 5900-стами заклепками». Когда мой интерес к инженерии стал иссякать, я наткнулся на такой текст:
«После остановки в Монреале в прошлом сентябре, «757» полетел в Англию с пассажирами и официальной делегацией «Боинга» на борту. Во время полета утка ударилась в стекло кабины пилота — что иногда случается. «Обычно это не проблема, — говорит Лес Бервен, второй пилот на рейсе, член Федерального Авиационного агентства. Единственное, что случилось: утка превратилась в желе и соскользнула со стекла». Стекло не разбилось, но «Боинг» хорошо знал, что этого не могло произойти, потому что лобовое стекло прошло через серию «куриных тестов». Боинг слегка тушуется при упоминании «куриных тестов» и указывает, что они необходимы по требованиям Федерального Авиационного агентства. Вот, как это происходит: «Живой, двухкилограммовый цыпленок получает дозу анестезии и упаковывается в тонкий пластиковый пакет, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление. Упакованная птица помещается в пушку со сжатым воздухом. Цыпленок выстреливается в лобовое стекло лайнера со скоростью 360 узлов, и стекло должно выдержать удар. Говорят, это очень «запачканный» тест. Дюймовое стекло, из двух слоев пластика, не всегда остается неповрежденным. Но оно не должно треснуть. Тест проводят в разных условиях: стекло охлаждают жидким азотом, цыпленка выстреливают в центр стекла или ближе к краям. «Мы даем „Боингу“ выбор, — шутит Бервен. — Они могут использовать тушку весом в 4 фунта2 на скорости 200 миль в час, или курицу в 200 фунтов3 на скорости 4 мили в час».
Пример не самый добрый, но у читателя формируется доверие к автору, как к создателю действительно уникального текста, ведь наверняка он не знал раньше о подобного рода испытаниях, которому поддаются боинги и неповинные бройлеры.
Вознаграждение – это «золотые монеты» в тексте, которые читатель бережно собирает.
Чем ещё его зацепить
Маленькой сценкой, необычной подробностью или цитатой.
Где уместны эти приёмы:
· в информационной или развлекательной статье;
· в продающем тексте: письме, коммерческом предложении;
· в тексте «о компании»;
· почти везде.
Цитата – это не обязательно философская мысль; это может быть высказывание руководителя компании (если говорить о коммерческом, продающем тексте), известной личности: писателя, актера, политика (и любой личности, упоминание о которой гармонично вписывается в текст).
Прием №7. Делайте текст информативным и, если нужно, коротким
Это касается информационных статей вроде «Как подготовиться к полету с ребенком» или что-то выбрать.
Читателям надоели пустые статьи, в которых обещания интересной информации сменяются одним на другое.
Лонгриды хороши, когда информация в них – уникальная, свежая, когда материал – авторский (об этом ещё не писал никто!). Лонгрид лонгриду рознь: это может быть материал на 6 000 символов или 16 000 символов. Истина каждого их них кроется в информативности.
Если вы сможете сократить свой лонгрид с 6 000 до 3 000 без потери сути, сокращайте.
Если пишите материал, который отвечает на вопрос «Как?», давай те ответ в самом начале – в 1 или 2 блоке (после 1 или 2 подзаголовка). Бывает, что сделать это невозможно.
Рассмотрим на примере: как выбрать пластиковые окна.
Я, как автор, не смогу дать ответ на этот вопрос одним и даже тремя предложениями, пока не расскажу, из каких параметров складывается этот выбор. Я расскажу о строении окна: профиле, стеклопакетах и фурнитуре. Коротко.
Потом могу описать, как выбрать пластиковые окна для городской квартиры или дома, для дачи или загородного дома, для квартиры на юге или севере страны. И всегда это будут разные окна.
Ещё лучше создать серию статей о том, как выбрать пластиковые окна: для квартиры в спальном районе, квартиры в центре города, для частного дома и дачи.
Прием №8. Используйте заголовки
Заголовки и подзаголовки разделяют статью на короткие части, каждая из которых имеет свое вступление, основную часть и заключение.
Нет точной рекомендации, на сколько тысяч символов должен приходиться заголовок. Но есть одна истина – уловить структуру статьи легче, если она разделена на озаглавленные части.
Придумывать заголовки можно на любом этапе создания статьи, хоть в самом начале, когда создаёте план статьи, хоть в конце, когда редактируете её.
Что писать в (под) заголовке?
Краткое описание блока, вопрос, на который тот отвечает, или что-то ещё, что расскажет читателю о содержании.
Прием №9. Режьте
Сокращайте статью, чтобы сделать её точной, информативной и более короткой. Не бойтесь отсекать целые абзацы и даже блоки, если без них текст не потеряет смысла.
Я до сих пор боюсь сокращать тексты, чтобы сделать их короткими и емкими, чтобы позаботиться о читателе и подарить ему время. Признаюсь, только учусь.
Режьте не только по-крупному, но и по мелочи: убирайте части предложения и лишние слова (в основном наречия). Так читателю будет интересно в вашем тексте; он не будет раздражаться и отвлекаться на ненужные слова, чтобы понять ценность статьи.