Елена Тихомирова, Артур Захарян
Если курс не попадает в свою целевую аудиторию, то с большой вероятностью все, что вы в него вложили, может быть выкинуто.
В обучении велика ответственность. Компания инвестирует в электронное обучение как в инструмент трансляции контента и ожидает результата. Но если мы не изучаем целевую аудиторию, к цели мы не продвинемся.
Каким курс должен быть: простой или сложный? Какие должны быть call to action? Как нам методически спроектировать курс?
Чтобы ответить на эти вопросы нужно понимать: какая мотивация у целевой аудитории, в каких условиях курс будет изучаться, какой практический опыт деятельности уже есть у людей, что мы хотим поменять.
Давайте на кейсах.
Например, у нас есть курс “Кодекс деловой этики” для большой производственной компании.
Целевая аудитория делится на административный и рабочий персонал в соотношении 20 на 80. Основная целевая аудитория - рабочие.
Что нужно учитывать?
1. Иллюстрации. Если иллюстрировать курс людьми в костюмах, большинство сотрудников себя в нем не увидят. Более того, это может вызывать отторжение, которое распространится на все другие курсы.
2. Язык. Важно соблюдать привычную модель общения, курс должен общаться со слушателями на их привычном языке.
- Формулировки, кейсы и примеры должны учитывать целевую аудиторию.
- Исследуйте сленг. Если они какой-нибудь агрегат называют особенным словом или сокращением, его нужно использовать.
3. Сюжет. Как бы сильно вам ни хотелось сделать курс в стиле звездных войн, нужно понять как это воспримет целевая аудитория, которая потом это все будет проходить.
Что делать, когда среди слушателей представители разных целевых аудиторий?
Делать ли один курс для всех?
Частый запрос - сделать типовой курс.
Но почему бы не сделать разные курсы?
Это необязательно будет дороже. Если правильно подобрать формат, то лучше сделать чуть-чуть проще, но попадать в целевую аудиторию - толку будет намного больше.
Нельзя работать со стереотипом целевой аудитории
История: эксперт курса по базовой финансовой грамотности предполагает, что термин “волатильность” всем знаком. Однако курс будут проходить люди, не имеющие финансовых познаний. У эксперта нормальная профдеформация в хорошем смысле этого слова: когда ты привыкаешь к терминам.
Нужен методист, руководитель elearning проекта внутри компании, - люди, которые будут такие вещи вылавливать, понимая, какая на самом деле целевая аудитория.
Человек сам по себе страшно склонен к стереотипам.
Нужно учиться замечать, насколько разным может быть отношение к каким-то вещам, насколько люди по-разному мыслят, по-разному воспринимают, насколько мы сами на какие-то вещи не обращаем внимания. Пробуйте, обзорно или полностью, читать книги, например, братьев Хиз, Гладуэлла.
Есть прекрасный пример в книге Канемана “Думай медленно, решай быстро”.
Людям на основании описания характера и склонностей персонажа предлагают выбрать для него профессию из списка, однако, какая-то из характеристик упускается. И люди действительно выбирают определенную профессию. Однако при раскрытии упущенной характеристики они понимают, что их выбор не был правильным - в момент выбора они находились во власти стереотипа.
Изучайте тех, кто будет учиться.
Сделайте лучше несколько маленьких курсов. В них будет меньшее количество графики, текста, заданий, но они будут попадать ровно в цель - туда, куда вы захотите.