Игры, выпущенные много лет назад, не редко и по сей день не отпускают своих преданных фанатов. Уставший после работы человек нет-нет, да и засядет за партию игры во что-то хорошо знакомое. Пошаговые стратегии, наверное, самый лучший выбор для такого времяпрепровождения.
Этот жанр довольно многообразен. К нему можно отнести и классические стратегии (серия HoMM, Disciples) и стратегии с тактическими уклоном (серия XCOM, Incubation), глобальные стратегии (Civilization, Endless space), и имитирующие военные конфликты варгеймы (Panzer General, Warhammer)... Естественно, классификация не полная и претендует на истину в последней инстанции, но «классические» пошаговые стратегии отличает уникальная механика игры, которую трудно с чем-либо спутать.
Пожалуй, стоит начать с самой любопытной игры в этом списке - Эпохи чудес. Серия сравнительно молодая. Первая игра была выпущена в 31 октября 1999 года (геймеры уже во всю играли в хит всех времен и народов HoMM 3, которая вышла в феврале 1999).
Age of Wonders получила на удивление аутентичный дизайн. К примеру, миникарта представляла собой не просто уменьшенную копию игрового поля, а стилизованную под старину карту. Художественная составляющая была на достаточно высоком уровне, однако изображения юнитов подкачали. Спрайты содержали в себе небольшое количество анимации и были попросту слишком мелкими.
В дальнейшем было выпущено три сиквела: AoW 2: Wizard Thorne (2002), AoW: Shadow Magic (2003) и AoW 3 (2014). По моему мнению, наиболее удачная из серии - AoW SM. Несмотря на морально устаревшую пиксельную графику, играть в нее приятнее, чем в более новую часть. Кроме того, разнообразие игровых тактик и шикарный редактор ресурсов и карт, дают безграничный простор для фанатского творчества.
Если AoW 1 и AoW 2 можно назвать пробой пера, то AOW:SW – настоящий бриллиант среди пошаговых стратегий.
От конкурентов ее отличает просто неимоверное количество рас: в AOW:SW их количество составило 15. Место нашлось для стандартных для фентези людей, светлых и темных эльфов, гномов, хоббитов, орков, гоблинов, кочевников, нежити(куда же без нее), так и для экозотических драконидов, тигранов, сиронов, демонов теней, ледянников и архонтов.
При этом количество не отразилось на качестве.
На тот момент AoW вбирал в себя самое лучшее в жанре. Посудите сами: прокачиваемый герой с полноценным RPG-шным инвентарем, обучающиеся юниты, строительство и разрушение городов, прокладка дорог, терраморфинг, продвинутая дипломатия и экономика (войскам нужно платить жалование), одновременный ход, механика боя, в котором могли участвовать до 7 игроков, исследования по типу модных сейчас глобальных стратегий, продуманная система морали подконтрольных юнитов, три (!) слоя игровой карты (поверхность, подземелье и мир теней). Кроме того, ни HoMM, ни Disсiples не могли на тот момент похвастоваться динамическим освещением, которое в AOW:SM использовалось на полную катушку.
Без минусов, к сожалению, тоже не обошлось. По сравнению с конкурентами, карты оказались бедноваты. Объектов для посещения довольно мало и они весьма однообразны.
С выходом в 2014 году достаточно удачной третей части, фан-комьюнити двойки кануло в Лету, успев, впрочем, произвести довольно много игрового контента различной степени проработанности, как расширяющего игровую механику мода MP Evolution 2, так и графических модификаций:
Третья часть оказалась качественной, удивительно красивой игрой, однако, на мой взгляд, в ней отсутствует гениальная простота AOW SM.
Интересно, что в ближайшее время выйдет Age of Wonders: Planetfall. События будут развиваться не не в мире фентези, а в sсi-fi сеттинге, который является довольно редким для жанра пошаговой стратегии.