Провинция хороша любовью своих обитателей.
Жил-был в чулане ковровый чемодан – кузен портпледа и отец саквояжа. Из плюсов: малый собственный вес, весёленькая расцветка, в красно-синюю клеточку, и умение складываться, делавшее его удобным в хранении. Из минусов: очень скромные размеры. Из-за них шансы когда-нибудь выйти из заточения, в котором провёл больше сорока лет, были у чемоданчика невелики. Наверное, он смирился, притерпелся к темноте и пыли, и должен был удивиться, когда новым хозяином, которому достался в наследство с чуланом заодно был однажды извлечён с полки, отряхнут, превращён из плоского блина – снова в параллелепипед и даже наполнен кое-какими вещами.
Не то чтобы ковровый чемодан без заплечного ремня и колёсиков был по новым временам так уж удобен, чтобы ему доверить путешествие с человеком. Не в удобстве дело. Просто чемоданчик был приобретён почти полвека назад в немецком городе Ростоке. А хозяин собирался именно в Росток. И решил: почему бы не показать чемоданчику место, где он, покинув магазинную полку, впервые увидел большой мир и даже совершил по этому миру своё первое (и пока последнее) путешествие?
И поехал чемоданчик в Росток.
В каком таком магазине был он первой владелицей приобретён, чемоданчиком, конечно, указать не мог. Да за перемещениями магазинов в рыночном мире и не уследишь. Зато города по карте не блуждают, и Росток ждал нас на своём законном месте.
На славянских потоках
Предполагается, что Росток – название славянское. Хотя происходит оно не от глагола «расти», а от разделения водных поТОКОВ.
Действительно, на этом балтийском берегу обитали славянские племена. Но это – очень уж давние времена. C XII века эти потоки столько воды унесли, что ничего специфически славянского в этом немецком городе не рассмотришь. Скорее, обнаружишь в спальных районах черты советского быта: бывшая ГДР, как-никак.
Допустим, от тех, что в СССР, эти новостройки отличаются. Архитектура – комфортнее для людей, стены – явно прочнее, чем в наших «панельках». Понятно: «западная витрина социализма», не выставлять же на неё какой-нибудь Западный район Новгорода.
Тем более что в экономике ГДР Росток значил немало. Это был самый большой морской порт советизированной Германии и центр её судостроения. Но - ах, мой милый Августин, всё прошло, всё… Вот и численность населения после объединения двух Германий упала на четверть. И заштатность города стала заметна. Маловат, чтобы гордиться размахом, но слишком велик, чтобы внушать романтические чувства. Совсем маленькие немецкие городки средневекового происхождения сделали провинциализм – своей «фишкой», а Росток, утративший старинную компактность, близость всех жилых кварталов к историческому центру, этого сделать не может. Чем, кстати, Новгороду сродни…
Кладбище воинов Советской Армии, расположенное на площади Пушкина, утопает в мелких, но обильно цветущих розах. Плиты целы и вымыты. Дорожки выметены с немецкой тщательностью.
В 1944 году американские авианалёты сильно потрепали город и его военные заводы. Однако в кварталы Ростока союзники не вошли, уступив это право нашим в начале мая 45-го. Так что бои здесь оказались не слишком жестокими. Оккупация, видимо, - тоже.
Во всяком случае, когда мы в памятный день 22 июня пришли сюда со своими цветами, своеручно отперев тяжёлую калитку, местный житель, спешившийся с велосипеда и спросивший, кто мы такие, молча пожал нам руки.
Так что не всё изменилось с тех пор, когда клетчатый чемоданчик ждал покупателя в магазине социалистической ГДР.
Улица имени героя. Литературного
Берлин тоже хранит памятники своего социалистического прошлого и памятники советским воинам. Но делает это как-то очень уж торжественно, с имперской серьёзностью. Росток на некоторые монументы. чувствуется, махнул рукой. Всё так же рвутся куда-то разъярённые каменные мужики – участники безнадёжного Кильского восстания 1918 года, после поражения обосновавшиеся ненадолго со своим красными флагами здесь, на слиянии двух потоков. Но портовый город знал цену матросам и за ними не пошёл. И сейчас не обращает на каменных маргиналов особого внимания.
Это сегодня, когда мы знаем, что в годы гитлеризма перед университетом (полный титул Ростока по сей день – «Ганзейский и Университетский Город») восторженные студиозусы возвели позорный столб, к которому прибили «разлагающую» (читай – великую) литературу, исключённый студент Бринманн нам куда симпатичней взбесившихся буршей, а тогда…
Бринкман, впрочем, и без диплома сделался педагогом. А уж писателю диплом и вовсе не обязателен. Он писал сатирические стихи, писал рассказы и романы. Возможно, ему светила бы слава второго Гриммельсгаузена, автора великого плутовского романа «Симплициссимус», но… Уроженец Ростока Бринкманн писал исключительно на местном – нижненемецком – наречии, похожем на нидерландский язык. Относительный успех, который его тексты обрели после смерти автора, оказался исключительно локальным. Его читали преимущественно в родном княжестве.
Зная, как хороши могут быть сатиры поэтов, не имеющих планетарной славы в силу языковых границ (вроде шведа Карла Бельмана), я хотел бы почитать Бринкманна. Увы: на русский он не переведён. В капитальной «Истории немецкой литературы», созданной в ГДР и в 1986 г. перетолмаченной для советского читателя, только и сказано: «…Так и не смог социально конкретизировать свои романтически-идиллические жанровые картины, отражающие жизнь в докапиталистическом мире («Дядюшка Каспер и я», 1855, дополненное издание в 1868 году; «Главный судовладелец», 1886, неоконченный роман «О том, что было давным-давно»), и рассказы о фантастических приключениях («Петер Лоренц при Абукире», 1869, и другие)». Словно речь идёт ещё об одном из орудовавшей в истории «банды троечников», по меткому замечанию главного героя фильма «Доживём до понедельника».
Для тех же, кто книжек не знает, а школьное краеведение забывает, едва получив аттестат, Росток нанёс на свою карту несмываемое тавро с именем писателя-земляка. На юго-востоке города в 1919 году был заложен новый район, названный Бринкманнсдорф – деревня Бринкманна.
Это примерно как если бы Новгород обзавёлся поселением-спутником Кочетовка (лучше не надо, конечно), или Балашовка, или Таяновка…
Микрорайон и сейчас похож на деревеньку: состоит в основном из домов на одну семью каждый. Стоят они на улицах, имена для которых взяты из произведений писателя.
Между прочим, околоток имеет даже в Интернете собственные сайты: кино о прошлом и настоящем района, транспорт, услуги, достопримечательности, обзор рынка недвижимости и цены на неё…
Из достопримечательностей я обнаружил разве что завидное количество «зелёных друзей» вокруг коттеджиков. И узнал, что некогда селиться здесь было относительно выгодно и при этом престижно: не в «муравейнике» же! Возможно, «деревушка» привлекательна и сейчас, раз уж «здесь вы можете сделать своё время разнообразным, например, в халфпайпе или в бассейне отеля Trihotel. Для маленьких есть небольшая крытая игровая площадка. Широкие зелёные зоны и парки обеспечивают подходящую среду для бега трусцой, пешеходных и конькобежных работ» (прелестна смешная приблизительность компьютерного перевода; напомню лишь, что «халфпайп» - это трасса для сноуборда, заглубленная в снег).
Разговорчивые фасады
И вот что интересно: видимо, стоит одному зданию обрести броский облик, как просыпается воображение у жителей соседних домов. Помимо единичных примеров творческого подхода я нашёл целую улицу, на «красной линии» которой чуть ли не каждого второго фасада коснулась кисть художника.
Некоторые росписи заменяют путеводитель с рассказом об истории города. Из них можно узнать, где и как варят пиво, пекут хлеб, где сидят мастера водопроводных искусств, а где раньше был храм...
Модные нынче «граффити», конечно, тоже можно встретить в Ростоке. Но их на удивление немного. Может быть, наблюдение моё и поверхностно – недолго мы с чемоданчиком здесь пробыли – но кажется, что самодеятельным рисовальщикам изломанных литер просто неудобно за своё творчество на фоне профессиональных фресок. Даже болельщики местного футбольного клуба «Ганза» выразили свою любовь к команде не кое-как, а многофигурной композицией, полной юмора. И городские власти весьма либеральны к самовыражению горожан, которые делают «ганзейский и университетский» - нескучным.
Росток, сравнимый с Новгородом по численности населения, водрузил у себя сразу несколько «чёртовых колёс», а у нас колесо обозрения так и не появилось. Ну и пусть тут будет первенство за ним. А вот по части приукрашивания фасадов, заборов и глухих стен – можно бы и посоревноваться.
Тут болеют за ФК "Ганза"!
Тут варят пиво
А тут - хлеб пекут
Как бы по-детски, но изысканно
Апокалипсис приморского города
Это - воды мирные: водопроводные
Экологический мотив
Отдыхательное
Зубастые обитатели моря здесь, наверно, уместны: в доме принимает зубной врач!
Этим выводом я поделился на обратном пути со своим клетчатым спутником. Клетчатый возражал: куда нам!.. Ни он, ни я не знали, что вскоре к занятной карте города, которой украсила себя зубная клиника «Новдента», скоро прибавятся две огромные фрески на стенах ДК «Город». Эти примеры дают лично мне надежду на зарождение новой новгородской традиции. Я верю в это. А клетчатый, видимо, так и остался патриотом одного только Ростока.
В наказание за пессимизм, за неверие в творческие способности Великого Новгорода чемоданчик, докладываю, отправлен обратно в чулан.
Сергей БРУТМАН
Фото автора