Вчера мы с вами начали выяснять, как можно довести своего начальника до бешенства, и этим навредить своему карьерному продвижению.
Переходим к следующим пунктам.
Ошибка № 3
Менеджеры всех уровней могут смириться с разными особенностями своих подчинённых. Они могут терпеть непунктуальность, забывчивость, какие-то шероховатости в работе, перепады в вашем настроении и многое другое.
Если менеджер человек здравомыслящий, то он отдаёт себе отчёт, что идеальных людей не бывает, и у всех есть свои недостатки.
Но есть одна вещь, которую ни один начальник терпеть не будет. Это токсичность.
Термин «токсичный человек» сейчас очень популярен в среде психологов и эйчаров.
Что входит в понятие «токсичность» применительно к рабочему месту:
- Постоянные жалобы на жизнь, маленькую зарплату, несправедливость начальника, тупость коллег (отсутствующих) и прочие тяготы жизни
- Сплетни о коллегах, начальнике и высшем руководстве
- Стремление переложить свои рабочие задачи на других
- Постоянное «сваливание» вины за свои рабочие просчёты на коллег
- В целом не сотрудничающая, а конкурирующая позиция
- Недоброжелательность, неприветливость, грубость, отказ следовать формальным правилам хорошего тона
- Постоянное подшучивание над коллегами, но не доброе, а с подъ@бками
- Конфликтность и склонность к выяснению отношений с товарищами по работе
- И ещё кое-что по мелочи, от чего у коллег такого человека исчезает улыбка с лица, как только он входит в кабинет.
Про откровенный харассмент (преследование) товарищей по работе я тут уже даже не говорю, это относится к разряду «особо тяжких».
Даже если такой токсичный товарищ безупречен в работе и высококлассный спец, руководство всё равно найдёт способ от него избавиться. Потому что хороших специалистов много, а негатив, который изливает подобный тип на всех вокруг, сильно вредит настроению и продуктивности окружающих. Терпеть это никакой необходимости нет.
Если вы замечаете за собой какие-либо признаки токсичного поведения на работе, то моя вам рекомендация – будьте готовы, что вас в любой момент могут уволить. По каким основаниям – зависит от страны и законов.
У нас в Канаде работодатель может уволить работника без причины, выплатив причитающееся ему по закону выходное пособие. Это не «статья», но приятного тоже мало, потому что обычно таким людям потом не очень охотно дают рекомендации с места работы, хотя формально в них отказать вроде как не могут.
Токсичность также проявляется в реакции сотрудника на конструктивную критику со стороны начальства.
Например, одна из наших сотрудниц, которой вполне правомерно указали на нарушение ею правил поведения, принятых в компании, начала всем и всюду изливать своё недовольство по поводу несправедливого к ней отношения. Больше того, стала постоянно брать выходные и работать спустя рукава и открыто заявлять, что ищет другую работу, потому что тут к ней плохо относятся.
А ведь её всего лишь попросили вести себя в соответствии с правилами. Вежливо и доброжелательно.
Если вам удалось отловить у себя что-то из вышеописанного, то избавляйтесь от своей токсичности на ранних этапах. Потому что эта "зараза" очень быстро въедается в образ жизни и поведение.
Самое трудное тут – осознать её и присвоить. Обычное дело для таких людей – считать токсичным кого угодно, весь мир, но только не себя. Но, уж если это удалось, то дальше будет легче. Хотя, часто, для того, чтобы перестать источать яд в среду, приходится полностью перекраивать свою жизнь.
Я видела примеры таких трансформаций, так что всё возможно.
И уверяю вас, руководители готовы скорее взять позитивного «середнячка», чем крутого профи с мерзопакостным характером, из которого сочится яд на каждом шагу. Потому что научить человека работать можно, а сделать из ядовитой змеи плюшевого мишку – нет.
Я тут составила свой рейтинг самых главных проблем с подчинёнными, на которые мне жалуются руководители. И токсичность занимает почётное первое место.
Заметьте, не тупость или неисполнительность работника, а его человеческая токсичность.
Ошибка № 4. Враньё
Этого никто не любит, а уж начальники – тем более. Они скорее готовы простить совершённую ошибку, чем ложь из серии «это не я, оно само так сделалось».
Ваш руководитель в каком-то смысле зависит от вас. Ведь он же не может сделать работу за всех своих подчинённых. Ему нужна компетентная и слаженная команда. Но, кроме этого и для этого, ему критически важно доверять вам. А ложь, даже по мелочам, убивает любое доверие.
Вы можете соврать про себя, про своё личное, если считаете, что так лучше. Но, что касается работы, ребята, не надо врать руководству. Не нужно выкручиваться, оправдываться.
Говорите правду. Тем более, что опытные и зрелые люди обычно легко распознают ложь.
Накосячили, так и признайтесь, что накосячили. Только не в виде «Ой, какой же я мудак, что же я наделал, голова садовая, вот же я идиот!» Самая оптимальная реакция, если вас поймали на косяке, будет сказать: «Признаю, моя ошибка. Сейчас всё исправлю в лучшем виде».
Не надо объяснять, почему. Просто признайте свою вину и обсудите детали исправления ошибки.
Про «почему» надо думать потом, когда всё приведено в порядок. Обязательно нужно проанализировать, из-за чего это произошло, где есть «слепые пятна», чего вы пока не понимаете, чтобы исключить возможность повторения такого в будущем.
Помните ведь пункт № 2 – про важное умение учиться на своих ошибках?
Такой честный подход к просчётам и неудачам всегда больше симпатичен адекватным руководителям. За неадекватов не скажу, там хрен знает, что у них на уме.
А последний, пятый пункт про то, как не надо вести себя с начальством, мы с вами обсудим завтра, в заключении.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Больше интересных и полезных материалов по психологии эффективной жизни читайте в моём Полном курсе счастливой жизни. А про канадскую жизнь и иммиграцию - вот здесь, в моём канадском блоге. А в "Киноклубе" - больше рецензий на хорошие фильмы и сериалы.