Сегодня образ женщин-гладиаторов приукрашен и романтизирован даже больше, чем их коллег-мужчин. На самом деле все это было, скорее всего, не так изящно и элегантно, и далеко не эротично.
Пресыщенная римская публика желала разнообразия зрелищ, и в стремлении ей угодить устроители придумывали все новые виды «игр». Просто залить арену кровью было уже не интересно, поэтому фантазия древних «режиссеров» ничем ограничивалась.
Например, поражают воображение «слепые» гладиаторы, то есть в шлемах без глазниц. Они ничего не видели и искали друг друга, чтобы исполосовать, по подсказкам зрителей: «Налево, направо, вперед, сзади…» Народ очень веселился. Сегодня это называется интерактив с залом? Бывало, когда на арену выпускали карликов в полном гладиаторском вооружении или абсолютно необученных людей. Они изрядно смешили искушенный плебс своими неуклюжими фехтовальными приемами и движениями.
Такие и подобные случаи, в том числе и участие женщин, были своего рода «разогревом» публики перед основными выступлениями. Или такие схватки проводились в перерывах между «серьезными» боями, в большей степени как курьезные части программы.
Считается, что женщин на арене было немного, а гладиаторш по принуждению еще меньше. Пик этого явления приходится на правление Нерона и Домициана. По крайней мере, именно с того времени осталось больше всего свидетельств. По сохранившимся принятым законам, еще в начале I века н.э., запрещалось выходить на арену женщинам сенаторского и всаднического сословий. Видимо это было актуально.
По вооружению и одежде гладиторши от мужчин не отличались, то есть «обнаженки» вроде как не было. Единственно, поэт Ювенал о них писал: «Этим же женщинам жарко бывает и в тонкой накидке». Что он имел в виду – не известно, может, просто открытые на всеобщее обозрение ноги.
Римские историки и литераторы пишут о всеобщем презрении к людям такой профессии, а уж тем более, к женщинам. Мол, «покрыли себя несмываемым позором!» Да, гладиаторов, возниц и актеров хоронили на отдельных кладбищах, но означало ли это, что они были изгоями общества? А что если участие женщин в гладиаторских боях было одним из проявлений древней борьбы за женскую эмансипацию:)?
Что мы вообще знаем об этом на самом деле? Ведь все наши источники – это «напыщенные интеллектуалы»:))), ревниво относящиеся к славе всеобщих любимцев. По крайней мере, есть о чем поспорить:))).