Приветствую на канале!
Часто в прессе можно встретить сравнения нашего самолёта Су-35 и американского F-35. Те, кто знают, что боевые самолёты делятся на поколения, догадываются, что такое сравнение некорректно, так как американец 5-го поколения, а русский 4-го. Сразу оговоримся, истребители пятого поколения, по американским планам, должны применяться в связке с тяжелыми летающими радарами, которые будут передавать целеуказание F-35, а те, в свою очередь, с выключенными БРЛС будут полностью невидимы для противника. Так как в России есть множество вариантов противодействия подобной концепции и применять её против нас вряд ли получится (как минимум С-400 будет против), рассмотрим вариант классического воздушного боя с применением БРЛС.
Начнем с незаметности самолётов. F-35, являясь самолётом 5-го поколения, изначально выполнен по технологии «стелс». Его вооружение находится внутри самолёта и не повышает его радиолокационной заметности, хотя возможность использовать его на внешней подвеске сохранилась. При таком раскладе его ЭПР (грубо говоря, площадь цели, которую увидит радар противника) равняется примерно 0,3м2. Очевидно, что заметить его реально, хоть и столь низкая ЭПР накладывает определенные сложности. А что наш Су-35? Он разработан на основе Су-27, ЭПР которого в пике (при полной загрузке на внешней подвеске) равнялась 5,5м2. Кажется, ну вот оно, превосходство американца, но и тут нет. Су-35 хоть и сделан на основе старенького 27-го, но с применением современных композитов, что позволило снизить его заметность до 0,7м2. Но это с отсутствием вооружения. С минимальным количеством ракет ЭПР будет варьироваться в пределах 0,9-1,1м2. Конечно, если навесить всё, что можно, то и "светиться" он будет на радарах противника как новогодняя ёлка.
Разобравшись с ЭПР, перейдем ко второй стороне медали. Это БРЛС, или бортовая радиолокационная станция. Главным отличием американца от русского является наличие АФАР-радара, в то время как у нас ПФАР. Это значит активная фазированная антенная решетка и пассивная соответственно. Современные специалисты отдают предпочтение АФАР-радарам, но ПФАР по некоторым характеристикам всё же лучше. На американце стоит AN/APG-81, которая обладает, честно говоря, средненькими характеристиками, а именно обнаружение цели типа истребитель с ЭПР 2м2 производится с расстояния в 150 километров. Наш Н035 «Ирбис» выглядит в этом плане значительно лучше – цель с такой же ЭПР он обнаружит на дальности почти 300 километров. После небольших подсчётов можно сделать такой вывод, который, безусловно, лишь примерный, но даёт понять возможности машин: F-35 сможет обнаружить Су-35 на дальности около 100 километров, при условии малой загруженности ракетным вооружением, а вот F-35 будет обнаружен на дальности примерно в 200-230 километров. Очевидно, преимущество за русским. Почему у американца столь слабый радар? Напрашивается вывод, что на него не сделали ставку в угоду применения в связке с летающим радаром.
Ну а теперь последнее – вооружение. Самой дальнобойной ракетой американца является AIM-120 AMRAAM в модификации P3I Phase 4 с дальность до 180 километров, основная проблема которой – плохие динамические характеристики на конечном участке полёта (теряет скорость, если верить некоторым экспертам). А вот у Су-35 имеется козырь в виде ракеты Р-37 с дальностью пуска до 320 километров (кое где встречаются цифры аж в 400 для Р-37М). На конечном участке траектории (после захвата цели головой самонаведения) ракета развивает гиперзвуковую скорость, что очень и очень сильно сказывается на возможности её перехвата.
Мы специально не рассматривали возможность ближнего боя, так как даже сами американцы не делают на него ставку. Тем не менее, исходя из сухих расчетов, преимущество определенно за нашим Су-35, но это лишь на бумаге. Как покажет практика – неизвестно (надеемся, что не покажет). Да и зависит всё от тактики применения самолётов. Безусловно, козырем американца является низкая заметность, которая может сыграть важную роль, да и количество построенных единиц будет в разы превышать Су-35. Поэтому сравнивать их боевые возможности очень даже корректно.