Найти в Дзене
Книжный класс

НА ВЕЧНЫЙ ЗОВ СЕВЕРА

По этому отрывку легко оценить литературные способности автора – полярного исследователя, потомка старинного французского гугенотского рода Джорджа Вашингтона Де-Лонга (1844-81). Интерес к его личности и приключениям сегодня на подъеме, как и ко всей полярной теме в целом, по понятным экономическим и геополитическим причинам. Книга «Плавание «Жанетты», в основу которой положены дневники Де-Лонга, вышла в серии «Полярная классика» издательства «Paulsen». Это ее второе русское издание: первое состоялось в 1936 году в издательстве Главсевморпути и давно стало библиографической редкостью. Достичь Северного полюса и проложить судоходный маршрут вдоль побережий Ледовитого океана – эти замыслы не давали покоя многим дерзким мореплавателям. После В. Парри, достигшего в 1827 году к северу от Шпицбергена широты 82’ 45”, и Р. Хейса, дошедшего в 1861 году в американском секторе Арктики широты 81’ 35”, был выдвинут целый ряд проектов достижения заветной точки. Английский полярный мореход Ш. Осбор

«Насколько можно охватить глазом — всюду простирается лед. Он имеет такой вид, будто никогда не вскрывался, да и в будущем не вскроется. В виду острова Врангеля начались мощные ледовые сжатия. Корабль стонал и трещал, и я ждал, что при следующем напоре льдов дубовый корпус не выдержит. Давление было ужасающим. Я не знал такого шума на суше. Грохот, треск, скрежет, глухие удары, бывающие при обвале дома, лишь отдаленно напоминают шум сжатия ледяных полей…»
«Насколько можно охватить глазом — всюду простирается лед. Он имеет такой вид, будто никогда не вскрывался, да и в будущем не вскроется. В виду острова Врангеля начались мощные ледовые сжатия. Корабль стонал и трещал, и я ждал, что при следующем напоре льдов дубовый корпус не выдержит. Давление было ужасающим. Я не знал такого шума на суше. Грохот, треск, скрежет, глухие удары, бывающие при обвале дома, лишь отдаленно напоминают шум сжатия ледяных полей…»

По этому отрывку легко оценить литературные способности автора – полярного исследователя, потомка старинного французского гугенотского рода Джорджа Вашингтона Де-Лонга (1844-81). Интерес к его личности и приключениям сегодня на подъеме, как и ко всей полярной теме в целом, по понятным экономическим и геополитическим причинам. Книга «Плавание «Жанетты», в основу которой положены дневники Де-Лонга, вышла в серии «Полярная классика» издательства «Paulsen». Это ее второе русское издание: первое состоялось в 1936 году в издательстве Главсевморпути и давно стало библиографической редкостью.

Достичь Северного полюса и проложить судоходный маршрут вдоль побережий Ледовитого океана – эти замыслы не давали покоя многим дерзким мореплавателям. После В. Парри, достигшего в 1827 году к северу от Шпицбергена широты 82’ 45”, и Р. Хейса, дошедшего в 1861 году в американском секторе Арктики широты 81’ 35”, был выдвинут целый ряд проектов достижения заветной точки. Английский полярный мореход Ш. Осборн хотел использовать пролив Смита между северной Гренландией и Канадским Арктическим архипелагом, а немецкий географ А. Петерман указывал путь со стороны Баренцева моря. Французский же гидрограф Г. Ламбер считал так называемую «сибирскую полынью» южной частью «открытого полярного моря», по которому попасть к полюсу можно и нужно со стороны Берингова пролива.

Именно проектом Ламбера заинтересовался издатель газеты «New York Herald» Гордон Беннетт и дал денег на его осуществление. Личная встреча с лейтенантом американского морского флота Д.В. Де-Лонгом решила дело. Лейтенант не был адептом теории «открытого моря», но рассчитывал на течение, которое неизменно уносило на север от Берингова пролива брошенные китобоями аварийные суда. С этим течением Де-Лонг собирался пробиться до максимально высокой широты и продолжить путь на собачьих упряжках.

George Washington De Long
George Washington De Long

На арктической яхте «Пандора», переименованной в «Жанетту», экипаж из 33 человек отправился в путь из Сан-Франциско 8 июля 1879 года под пушечные выстрелы и рукоплескания публики, заполнившей все набережные города. 28 августа 1879 года яхта прошла остров Св. Лаврентия, поднялась на север, а затем направилась на северо-запад, вдоль чукотского побережья. После стоянки у мыса Сердце-Камень она пошла к Колючинской губе, где моряки высадились и пообщались с местными жителями. 31 августа корабль взял курс на север, а уже 5 сентября попал в ледовый плен, из которого не смог освободиться в течение двух лет. Его несло на запад вдоль края шельфа, в сторону от больших глубин. Предстояли две зимовки в тяжелейших климатических условиях. Первая прошла достаточно сносно, с хорошим запасом мяса и экономией угля за счет самодельного ветряка, приводившего в действие паровую помпу. Вторая оказалась тяжелее, но роковой исход определила не она.

17 мая 1881 года льды принесли «Жанетту» к острову, который тут же получил ее имя. А через 8 дней к другому, названному в честь матери капитана островом Генриетты. Эти-то острова и стали смертельной ловушкой: здесь начались частые и мощные ледовые сжатия, которые 13 июня добили несчастное судно. На 77' 15” северной широты и 154’ 59” восточной долготы оно распалось на части и затонуло.

Жанетта, раздавленная льдами
Жанетта, раздавленная льдами

Экипаж погрузился в три шлюпки. Пользуясь летними разводьями, путники взяли курс на Новосибирские острова и 29 августа оказались в Благовещенском проливе, меж островом Новая Сибирь и Фаддеевским, затем в проливе Санникова и достигли острова Котельный. Отдых на Котельном стал последним проблеском.

Переход вброд на берег
Переход вброд на берег

Самый короткий этап экспедиции оказался самым тяжелым и драматическим: шторм – и пропажа одной из шлюпок, роковые случайности в ориентировании – и голодное изнеможение основной части экипажа, во главе с капитаном. Читать о том, как это было, страшно и восхитительно одновременно. Но каким чудом сохранилось, что читать?

Арктика редко раскрывает свои тайны. Но если уж раскрывает, то сенсационно. Экипажу одной из шлюпок повезло. Все спаслись. И начали поиски товарищей. Через 144 дня после гибели Де-Лонга его останки были обнаружены. Рядом с мертвой рукой лежал дневник и карандаш: автор использовал их до последней минуты. Сохраненный документ передали вдове. Эмма Де-Лонг не поставила своей задачей публикацию научных результатов плавания, считая это обязанностью официальных органов. Зато результатом ее правки стала книга в лучших традициях приключенческой литературы, показывающая силу духа, терпение, мужество и веру героев Арктики, чей пример до сих пор вдохновляет, даря нам прекрасное и вечно необходимое внутреннее «движение вверх».

-5

Джордж Де-Лонг. Плавание «Жанетты». М.: Издательство «Паульсен», 2018. – 464 с., илл.

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него. Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.