После прочтения сказки пусть дети её перескажут. Пересказ сказки вместе с ребёнком позволяет расставить педагогические акценты.
Девочка Маша пошла с подружками в лес и заблудилась. В поисках выхода из леса набрела на избушку. В избушке все было прибрано. На стол было накрыто, но хозяева отсутствовали. Маша вошла в жилище, попробовала еду из каждой чашки, сломала стульчик, полежала на каждой кровати, уснула на кроватке Мишутки. Когда хозяева (три медведя) вернулись, им не понравилось, что кто-то похозяйничал в их доме. Тут они заметили Машу, они хотели её наказать. Но она выпрыгнула в окно и убежала.
Правильно ли вела себя Маша, оказавшись в чужом жилище?
Ответ ребёнка, как правило, будет относиться к одному из четырёх вариантов:
Доморальный уровень
Маша поступила правильно. Она хотела есть и спать, а там все было приготовлено. Она ничего плохого не делала.
Такой ответ означает, что ребёнок готов следовать своим желаниям. Он не готов анализировать внешние обстоятельства, учитывать интересы других.
Что делать? Нужно помочь ребёнку встать на сторону медведей, посмотреть на ситуацию с точки зрения интересов хозяев, дом которых посещают непрошенные гости.
Моральный уровень
Маша не права. Она должна была дождаться хозяев, так как невежливо пользоваться без разрешения тем, что тебе не принадлежит.
По этому ответу можно судить, что ребенок знает правила вежливости и готов им следовать.
Что делать? Следует поговорить о чувствах, которые испытали медведи, когда увидели разрушение их жизненного пространства.
Псевдоморальный уровень
Девочка права. Незачем было трем медведям оставлять жилище открытым. Медведи сами виноваты.
Ответ свидетельствует об умении ребёнка находить моральные оправдания своим поступкам. Эти основания он находит в оплошности других, в невыполнении ими какого-либо правила.
Что делать? Ребёнок должен понять, что другой, тот, чьё пространство он нарушил, может проявить к нему неприязнь и даже агрессию. Лучше сохранять дистанцию, не переходить границу чужих интересов.
Нравственный уровень
Девочка не права, она доставила неприятность медведям.
Данный ответ говорит о том, что ребёнок имеет представление о том, насколько другому может быть неприятно вторжение в зону его интересов.
Что делать? Можно, продолжая анализировать ситуацию, вывести ребёнка на рассуждение о том, как избегать неприятностей, аналогичных тем, с которыми пришлось столкнуться Маше.
Педагогический совет.
Старайтесь формировать модель поведения, а не расставлять ограничения по принципу «можно-нельзя».