Автор: Дмитрий Яковина, Чемпион Евразии по армлифтингу (WAA)
Другие статьи автора здесь
В целом, величина биологической реакции вызываемой гормоном в клетках и тканях, определяется его концентрацией в крови. Чем выше концентрация гормона в крови, тем выше вероятность того, что он сможет связаться с рецепторами и передать соответствующий сигнал. Не стоит думать, что весь доступный гормон за время своей жизни обязательно попадет туда, куда надо. Налицо прямая зависимость эффективности терапии гормонами от их дозировки. Однако, даже без повышения уровня гормонов, клетка может получить больше сигналов, поскольку она обладает способностью регулировать свою чувствительность к гормону путем изменения количества, а возможно, и сродства рецепторов к этому гормону.
Для обеспечения своего нормального функционирования клетка либо ткань-мишень может регулировать свою чувствительность к гормону, изменяя в ту или иную сторону количество рецепторов и их сродство, чтобы таким образом поддерживать тонкое гомеостатическое равновесие. Чем больше у клетки будет гормональных рецепторов, тем выше вероятность того, что она «поймает» в кровотоке нужные ей гормоны. Мы должны помнить, что наш организм всегда стремится сохранять гомеостаз, то есть состояние равновесия происходящих в нем процессов и, если так можно выразиться, состояние покоя. Ярким примером этого является частота сердечных сокращений. Она всегда одна и та же, пока мы не выведем организм из равновесия. Другим примером, более близким для людей занимающихся бодибилдингом, является количество мышечной массы в организме. Как только мы прекращаем выводить организм из равновесия регулярными силовыми тренировками, наше тело стремится вернуться как можно ближе к тому количеству мышечной массы, которое было до начала тренировок.
Частью системы по сохранению гомеостаза как раз и является способность клеток временно уменьшать количество рецепторов, способных связывать гормон либо увеличивать его. Это позволяет с одной стороны снизить вероятность образования комплекса «гормон – рецептор», а также сделать клетку менее чувствительной к гормону и способной поддерживать собственный гомеостаз в тех случаях, когда в его изменении нет никакой необходимости.
А с другой стороны, наоборот, путем увеличения чувствительности позволяет клетке получить максимум биологического отклика от минимального количества гормонов. Последнее имеет место быть при силовых тренировках. Когда люди, не подвергающие себя интенсивным физическим нагрузкам, принимают достаточно большое количество экзогенного тестостерона на протяжении длительного времени, они достигают определенных результатов в увеличении мышечной массы, однако их нельзя назвать значительными. Причем результаты эти достаточно быстро прекращают расти, несмотря на продолжение гормональной терапии.
Тестостерон продолжает нести в себе сигнал на увеличение синтеза мышечного протеина, но мышечным клеткам нет в нем никакой необходимости, так в отсутствии нагрузок, большие мышцы человеку попросту не нужны и клетка реагирует на это снижением чувствительности к тестостерону. Те же самые дозировки, используемые тренирующимся человеком, приводят к куда более выраженной гипертрофии, и последняя продолжается относительно долго. Подобное имеет место быть не только в связи с тем, что физическая нагрузка способствует образованию в работающих мышечных волокнах факторов, стимулирующих синтез белка, но и тем, что выведенная нагрузкой из состояния гомеостаза клетка нуждается в большем количестве тестостерона.
Последний необходим ей для преодоления возникшего стрессового состояния и адаптации к нему в дальнейшем. И в этом случае мышечные клетки повышают чувствительность андрогенных рецепторов к тестостерону, увеличивая тем самым вероятность образования комплекса «гормон – рецептор». В таком состоянии повышенной рецепторной чувствительности даже незначительное количество эндогенного тестостерона проявляет гораздо больше биологической реакции, выражающейся в мышечном росте. Этим можно объяснить якобы сенсационные результаты некоторых исследований, показавших отсутствие взаимосвязи между повышением синтеза и секреции анаболических гормонов под воздействием силовых тренировок и гипертрофией скелетных мышц.
В таких исследованиях силовые тренировки приводили к росту мышечной массы, независимо от увеличения уровня гормонов. Из-за чего и были сделаны выводы, что «натуралы» растут каким-то другим негормональным способом. Однако никто не учитывал того факта, что выведение мышечной клетки из состояния гомеостаза (с помощью силовой тренировки) приводит в том числе к такому важному изменению, как увеличение чувствительности рецепторов тестостерона, находящихся внутри них. А это в свою очередь позволяет большему числу молекул самого мощного анаболического гормона проникнуть в клеточные ядра и проявить себя. При этом усиление кровообращения в подвергаемых нагрузке мышцах еще больше увеличивает вероятность образования комплекса «гормон-рецептор». То есть стимул для гипертрофии в этом случае имеет гормональную природу, даже если уровень некоторых из них не меняется.
При написании статьи использовались материалы из книги «Эндокринная система, спорт и двигательная активность» (перевод с англ./под ред. У.Дж. Кремера и А.Д. Рогола. – Э64. Издательство: Олимп. литература, 2008 год).