Вот, кстати, очень важная, но всегда обходимая вниманием примочка на любой лодке — туалет. Обычно, когда ты что-то проектируешь — то ли новую лодку, то ли переделку имеющейся, то вопрос отхожего места, как правило, отодвигается куда-то в дальний угол и вообще забывается. А между тем, как пишут в старых советских книжках — гальюн — это не только удобство, но и важный элемент безопасности. Мол, если член экипажа не будет раскорячиваться в позе орла где-то снаружи лодки, то следовательно, он будет иметь меньше шансов упасть за борт. И это совершенно правильно!
Речь тут пойдет про небольшие лодки. Мы люди приземленные, лакированными круизерами с тремя санузлами не обладаем, а потому все наши идеи крутятся вокруг всевозможных ведер и биотуалетов. И мы сами, и, как оказалось, другие люди, всегда считали, что выгораживать отдельное помещение под гальюн на небольшой лодке, это непозволительная роскошь. В общем-то ту же точку зрения исповедовали и конструктора в свое время, поэтому на нашем ИФе туалет располагается под койкой. Но давайте проведем некую ретроспективу и рассмотрим нашу туалетную эволюцию с самого начала.
А начиналось у нас все с байдарки. Кто-то, конечно, подумает, что я прикалываюсь — но нет! В морских походах на байдарке тоже существует проблема туалета, и она у нас была частично решена. Конечно, сходить по большому там не получилось бы, но по малому все получалось запросто. С некоторыми акробатическими ухищрениями нам получалось делать это при помощи поллитровой кружки, прямо не вылезая из очка. Я не знаю, возможно существуют и какие-то фирменные устройства. Но даже простая кружка позволяла нам многими часами идти к цели, не отвлекаясь ни на что постороннее.
Далее мы обзавелись катамараном, на котором ничего специального предусмотрено не было. Там было множество балок, на которых можно было сидеть; такелаж, за который при этом можно было держаться. Да, любой поход в туалет при таких раскладах оказывался небезопасным, а в плохую погоду — еще и очень некомфортным. Многие, наверняка, испытывали, каково это, например сходить по большой нужде в тундре, где твои самые нежные места тут же облепляют полчища комаров и мошки. Твои страдания после подобного акта могут продолжаться еще минут 20, потому что ты весь будешь остервенело чесаться. На катамаране же такая экзекуция иногда заменялась просто ветром с дождем и морскими брызгами.
Качественный прорыв случился у нас на жестком тримаране, который так же имел удобные балки, но именно там мы впервые додумались до использования специального ведра в каюте. Хотя бы просто потому, что полноценная каюта там была. В населенном ли месте, в плохую погоду ли — всегда можно было взять это ведро и сделать все свои дела в тепле и комфорте. Но все равно это было не совсем удобно; все равно на стоянках мы предпочитали пользоваться балками.
И вот, теперь у нас небольшая килевая яхта, на которой для отхожего места даже выгорожен специальный отсек под носовой койкой. И здесь мы шагнули на очередную ступень эволюции, купив специальный высокотехнологичный биотуалет. Надо сказать, что это была одна из тех вещей, которая нас приводила в полнейший восторг на лодке. Ну сами подумайте — еще совсем недавно нам приходилось корячиться, как каким-то забитым существам на жердочках, и вдруг ты получаешь настоящий полноценный унитаз, на котором ты можешь сидеть как человек, не подвергая себя смертельной опасности от падения за борт; не боясь уронить на волне ведро и залить нечистотами все вокруг себя; гордо пользуясь самым настоящим сливным бачком, не намокая полностью и не кормя собой всяких паразитов.
Конечно, размещение туалета в изголовье койки несет в себе один важный минус, так как если его долго не выбрасывать и не промывать, то фекальный танк начинает распирать газами, которые неизбежно просачиваются наружу и создают некоторую вонь. Но что поделать? Это маленькая лодка, на которой неизбежны компромиссы.
Как же устроен биотулает? Это довольно навороченная штука, но в общих чертах, он состоит из двух разъемных частей: снизу фекальный танк с герметичной задвижкой и сливной горловиной. Сверху — собственно «унитаз» со стульчаком, крышкой, выполненный в виде единого блока со сливным бачком. Бачок находится вокруг «чаши», слив осуществляется при помощи ручного насоса. Стало быть, перед началом использования, внутрь фекального танка надо налить немного спецреагента, который постепенно разжижает содержимое, чтобы его потом было проще выливать. Ну а дальше все очень просто. Расслабленно садимся, гадим, потом встаем, открываем задвижку с тем, чтобы все провалилось внутрь нижнего танка. Затем смываем, чтобы чаша осталась чистой. Вообще, на практике эту самую чашу приходится еще и немного протирать, но это не сложно.
Кстати, выше я писал про возможность выбросов вони через задвижку. Да-да, иногда при качке и в теплую погоду нижний танк страшно раздувается, и кажется, что он вот-вот взорвется. Там из-за всяких химических процессов образуется избыточное давление, поэтому газы понемногу выходят наружу. Также их надо стравливать, открывая задвижку — как бы чего не разорвало. Но в любом случае, когда это происходит, то это для вас верный сигнал, что танк пора опустошить. Дело в том, что реагент, заливаемый туда, работает не вечно, а только лишь в течение нескольких дней. И после того, как он окончательно выдохнется — и начинаются описанные процессы.
Что тогда делать? Отщелкнуть верхнюю часть от нижней, взять эту самую верхнюю часть подобно канистре, и пойти с ней куда-то чтобы вылить. Всевозможные правила не запрещают этого делать, поэтому если вы выльете содержимое танка куда-то в более-менее проточную воду — ругать вас никто не станет, а вреда от этого не будет.
Вот, собственно, такая туалетная история. Подытожить это я могу тем, что биотуалет явился, действительно, очень важным элементом комфорта. Я думаю, еще больше мы сможем оценить его прелести в Арктике. Им можно пользоваться и на ходу, и на стоянке. Из него никогда ничего не прольется. В общем, очень рекомендую.