Русские народные сказки меня всегда пугали. Чего стоит, например, милая старушка Баба-Яга, которая воспринимает Ивана исключительно как полуфабрикат для ужина.
Интересно, что эти сюжеты настолько укоренились в нашем сознании, что мы воспринимаем некоторые вещи (например, то же людоедство, идущее рефреном) как нормальные. Никому в голову не придет ставить на сказках 18+, хотя в них столько жестокостей, что они вполне соответствуют этой маркировке.
А еще в сказках много всего непонятного.
Например: что это за «танцы с бубном» исполняет Иван (или другой герой) вокруг избушки? Почему он вступает в диалог с неодушевленным предметом, вместо того, чтобы обойти его с другой стороны? Почему избушку непременно надо разворачивать, а не зайти со стороны леса?
Почему резиденция Яги всегда на курьих ножках?
Почему у Яги костяная нога?
На эти и многие другие вопросы отвечает замечательный советский исследователь А. Пропп.
По его версии, лес – это аналог загробного мира, куда приходит герой в поисках чего-либо (пропавшей невесты или какой-нибудь волшебной атрибутики).
Избушка – это такая «погранзастава», одна сторона которой находится в загробном царстве, а другая – в мире живых. Поэтому и обойти ее нельзя, а можно только развернуть.
Так что Яга – не просто старушка, питающаяся настырными посетителями, но она еще и «вахтер» в царстве мертвых.
Яга – покойница, поэтому и нога у нее истлела, стала костяной.
Таким образом, избушка – это контрольно-пропускной пункт в мир теней, и для того, чтобы его пройти, нужно знать обряды и правильно себя вести. Отсюда и все кажущиеся «странности» - они лишь воспроизводят некие ритуалы, известные в древности.
Сказки доносят до нас древний обряд посвящений детей во взрослую жизнь. Чтобы стать взрослыми, подростки должны были сходить на условную экскурсию в загробный мир, «умереть». Над ними проводили символические обряды - детей могли условно «сжечь», «съесть».
Инициации с магическими обрядами часто проходили в лесу в маленьких домиках. Некоторые избушки стояли на столбах, которые были украшены резьбой, изображениями птиц и животных.
Хоронили иногда тоже в таких вот «избушках». В древности – и даже сравнительно недавно - гуляя по лесу, можно было наткнуться на погребальное сооружение на «ножках».
Вот фото эвенкийского захоронения из заповедника «Тальцы». Правда, знакомо?