Иногда клиенты уходят из терапии без предупреждения. Это может быть новый клиент, с которым было 2–3 сессии, или «старичок». Мы договариваемся о завершающем сеансе. Но не все соблюдают эту договоренность.
Если у вас внезапно ушел клиент, я вас крепко обнимаю. С пустотой нелегко. Пустота – идеальное место для проекций. Почему он ушел? Не почувствовал улучшений? Может быть, я не справилась? Не понравилась? Или я задела чем-то? Или ждала слишком многого?
Как помочь себе справиться с тревогой?
1. Знание
В российском пространстве пока мало понимания, зачем нужна длительная глубокая терапия. Да, популярные издания пишут о том, что нужно ходить к психологу, если внутри что-то поломалось. Но когда клиент почувствовал, что начало срастаться, он запросто завершает сеансы. Не потому что вы плохие или он плохой. Просто он честно не понимает, зачем ходить к психологу. Он может заниматься саморазвитием дома, по книжкам и блогам психологов. Благо, такого добра сейчас навалом. Здесь нет вашей вины. Просто клиенты уходят.
Напишите у себя в блоге или на странице, почему считаете важной долгосрочную терапию. Что клиент получает в ней, как меняется его жизнь и представление о себе. Опишите ваш опыт долгосрочной терапии. Информирование поможет «растить» более осознанных и постоянных клиентов.
2. Практика
Попробуйте взять 3 минуты и сыграть клиента. В перерыв между сессиями сядьте в клиентское кресло, примите его позу, постарайтесь скопировать мимику и жесты. Почувствуйте себя им или ею. И порассуждайте вслух, почему закончили терапию.
На первый взгляд кажется, что техника подливает масло в огонь неуверенности и невротической вины. Но есть нюанс. Обрыв отношений – это незавершенные процессы. Психика все еще пытается нащупать клиента, спросить его, узнать. Сыграв клиента и порассуждав с его места, мы успокаиваем психику, давая ей завершить процессы, сделать несколько предположений о случившемся и перестать «греться» на эту тему.
3. Супервизия
Нигде я не чувствую столько поддержки, как в супервизии. Что бы ни происходило, я знаю, что там меня поддержат и дадут важную обратную связь о работе. Не игнорируйте супервизию.
А что вам помогает, когда клиент внезапно уходит? Как поддерживаете себя?